Давление газа все сильнее: коллапс коммуналки и смерть промышленности?
Спотовые цены на газ в Европе катастрофически растут. На момент написания этого очерка они превысили космические 650 долларов, и похоже, что это не предел. Вместе с этим в Украине растут внутренние цены на газ, которые были привязаны именно к спотовым, по сути, спекулятивным европейским ценам, хотя основные объемы газа европейские потребители получают по куда более низким ценам в рамках долгосрочных контрактов.
Поэтому увеличивается «давление газа» даже на население и коммунальную отрасль, которые хоть как-то защищены соответственно годовыми и трехгодичными контрактами с фиксированной и пока относительно вменяемой ценой, хотя ходят слухи о возможном повышении фиксированных тарифов примерно в полтора раза. Остальные же с сентября потребляют газ по 20 и более гривен за куб, и это означает сильнейший удар с возможным смертельным исходом по промышленности, бизнесу и даже коммуналке.
Собственно, часть населения уже попала под «20-гривневое газовое давление». Но это касается только тех, кто использует месячные контракты на поставку, и, соответственно, цены на газ меняются ежемесячно.
Цена фиксированная не для всех, но фиксинг разный и ненадежный
Впрочем, подавляющее большинство населения получают топливо по фиксированному годовому тарифу, который на фоне сентябрьских 20 гривен за куб смотрится достаточно вменяемым. Хотя и здесь повезло далеко не всем одинаково, поскольку годовой тариф колеблется в зависимости от региона от 7,8 до 13,5 гривен без учета доставки, а с доставкой — от 8,8-9,8 гривен до 14,5-15,5 гривен за куб, что существенно дороже, чем накануне минувшего отопительного сезона. Если в столице газ по годовому контракту предлагается по 8-9 гривен без доставки, то в Черновицкой, Житомирской, Херсонской областях цена составляет 13,5 гривны за куб.
В то же время, цены по месячным контрактам в сентябре в столице и ряде регионов составили 19,8 гривен без доставки, а полная цена с доставкой превысила 20 гривен и составляет 20,2 гривны и более. В результате обогрев небольшого дома, на который зимой идет 400 кубов газа в месяц, обойдется около 8 тысяч гривен ежемесячно, что, естественно, мало кто в этой стране сможет себе позволить. Впрочем, повторим, покупателей газа помесячному тарифу очень мало, и подавляющее большинство все же пользуется более щадящим годовым тарифом.
Годовой тариф пока стабилен и относительно вменяем, но и здесь не все так просто.
Прежде всего, фиксированная цена установлена по годовому тарифу только до 30 апреля 2022 года. Что будет после этой даты с ценой на газ — сказать вообще невозможно…
Но фиксированную цену можно увеличить и до указанной даты, например, если «Нафтогаз» по каким-либо причинам расторгнет контракты с поставщиками газа. Причину при желании найти можно. Например, можно обвинить поставщиков в том, что они предназначенный для населения дешевый газ продают бизнесу. Еще проще пересмотреть цены в сторону повышения на фоне космического роста спотовых цен в Европе, хотя крупные потребители получают газ не по биржевым спотовым ценам, по куда более низким ценам долгосрочных контрактов.
К тому же, ходят слухи, что определенные интересанты предпринимают попытки пролоббировать повышение годового тарифа для населения до 12 гривен, то есть в среднем в полтора раза, если исходить из того, что средняя цена по годовому контракту составляет около 8 гривен за куб.
К тому же, может обостриться вопрос распределения газа. Если после запуска «Северного потока — 2» Россия перестанет качать через Украину газ, который позволяет сейчас поддерживать давление в магистральных трубах. Если же этого газа не будет, то придется тратить дополнительные значительные средства для закупки технического газа, необходимого для поддержания системы в работоспособном состоянии. Соответственно, может резко подорожать распределение и поставка газа потребителям.
Если цены на газ для населения и теплокоммунэнерго хоть как-то регулируются, то стоимость энергоносителя для промышленности и бизнеса полностью отпущен «свободное плавание», в силу чего вскоре прогнозируется рост тарифа свыше 20 гривен до 25 гривен за куб. Таких цен промышленность, энергетика и вообще бизнес просто не выдержат, а цену в размере 25 гривен называют приговором экономике страны.
Грядет зима в нетопленой избе, с обвалом экономики и долговой удавкой
Впрочем, над отоплением нависла угроза.
В одной стороны, здесь вроде бы все спокойно. «Нафтогаз» предлагает теплокоммунэнерго заключить договора сроком на три года по буквально «сказочной цене» в 7,42 гривны за кубометр. И хотя это цена без доставки, многие о такой цене могут только мечтать в розовых снах.
Но здесь не все так легко и просто. Прежде всего, этот дешевый газ отпускается по лимитам, которые «Нафтогаз» установил по среднему потреблению за последние три года. Лимиты эти занижены, и когда дешевый газ оканчивается, недостаток придется восполнять дорогим газом, покупаемым на энергобирже, а это, по состоянию на сентябрь, примерно все те же 20 гривен за куб с перспективой дальнейшего роста. В результате, усредненная стоимость газа для теплокоммунэнерго составит 12-13 гривен, то есть в полтора раз выше. Это соответствующим образом отразится на стоимости отопления, поскольку стоимость газа в себестоимости гигакалории оценивается в 80% и более.
Но и это еще не все. На конец августа менее 50% предприятий теплокоммунэнерго заключили с «Нафтогазом» договора на поставку этого самого «сказочно дешевого газа», пусть даже и по лимитам. Без этого невозможно начало отопительного сезона, до которого уже осталось менее полутора месяцев.
Причиной таких промедлений является то, что «Нафтогаз» в этих договорах навязывает кабальные условия.
Во-первых, для получения газа по договору требуется сделать предоплату, а таких средств у предприятий теплокоммунэнерго обычно нет. Средства они получают от населения за оказанные услуги только по результатам прошедшего месяца. К тому же сказываются неплатежи населения, которое в отопительный сезон накапливает долги, а летом, когда суммы коммунальных платежей снижаются из-за отсутствия отопления, постепенно эти долги отдают, и далеко не всегда полностью.
Вариант банковского кредита — это вообще не вариант при нынешних условиях и ставках кредитования, особенно если это касается коммунальных предприятий.
Во-вторых, кроме предоплаты, «Нафтогаз» навязывает предприятиям теплокоммунэнерго еще одно кабальное условие — прямой доступ к банковским счетам этих предприятий с возможностью внесудебного списания с них сумм за газ, штрафов и так далее. Разного рода внесудебные и вообще незаконные деяния вроде пресловутых «санкций СНБО» сейчас в Украине вообще вошли в моду…
Словом, в таких условиях отопительный сезон в Украине может оказаться сорванным, а долговая удавка на шее населения и коммунальных предприятий окажется затянутой до предела. А промышленность и вообще бизнес при таких ценах на энергоносители могут исчезнуть совсем, в результате чего в Украине останутся только нетрудоспособные и люмпен, а трудоспособные уедут на заработки за кордон.