Дефицит топлива: острая газовая недостаточность «Зеленского периода»
С подготовкой к зиме и отопительному сезону Зе-власть облажалась по полной программе. Хваленые «рекордные» запасы газа в газохранилищах оказались блефом, ибо выяснилось, что львиная доля топлива в них либо не принадлежат «Нафтогазу», либо не подлежит использованию по техническим причинам. По ряду оценок, газа не хватает даже на теплую зиму, а если зима, как обещают, окажется холодной, да еще в условиях резкого падения российского транзита и, соответственно, давления в системе, то сценарий выглядит и вовсе катастрофическим.
Кстати, не меньшие, даже если не большие проблемы имеют место с углем, которого катастрофически не хватает, хотя зима еще не началась. Особенно если учесть последнюю информацию о том, что с 1 октября Россия прекращает поставку в Украину угля, в результате чего Украина одномоментно лишится более 600 тысяч тонн угля из 1,8 млн тонн, ежемесячно потребляемых тепловой генерацией, то есть трети потребности. Здесь тоже непонятно, чем это окончится, поскольку уголь на мировом рынке резко подорожал, и наблюдается огромный его дефицит. Впрочем, мы сейчас о газе…
Новость о том, что Украина на фоне нехватки газа накануне зимы одолжит Молдове 15 млн кубов газа вызвала много шума, причем это «шум из-за ничего». Ведь 15 млн кубов – это мелочи, которые погоды не делают, поскольку проблема намного серьезнее и нехватка необходимого для нормального прохождения зимы газа в «закромах» исчисляется несколькими миллиардами кубов. При этом, повторим, важнейшим фактором является падение российского транзита и давления в системе.
Поэтому газ придется докупать, и при этом возникнет, как минимум, две проблемы. Во-первых, какова будет цена, потому что Украину от большого ума привязали к спотовому рынку газа, где сейчас имеют место просто баснословные спекулятивные цены, которые коммунальное хозяйство, граждане и экономика страны в целом просто не выдержат. Во-вторых, может оказаться, что взять газ для закупок дополнительных объемов будет негде или крайне затруднительно из-за нехватки топлива.
«С одной стороны, были зимы, которые Украина переживала и с меньшими запасами газа, чем сейчас. С другой, есть ряд нюансов. Первый — не все заявленные властями объемы принадлежат «Нафтогазу», в хранилищах много газа частных компаний — и украинских, и иностранных. Второй — снизился, по сравнению с прошлыми годами, транзит российского газа. То есть, чтобы обеспечить транзит в Европу, нам нужно больше буферного газа — для нужного давления в трубе. Даже если в украинской ГТС на февраль останется 12 млрд кубов, с транзитом уже могут быть проблемы. Поэтому, газ нужно докупать, плюс может включиться режим экономии, когда и бизнес, и коммунальщики станут получать газ по квотам», — утверждает эксперт Института стратегических исследований Юрий Корольчук.
Все это вопросы к бывшему и нынешнему руководству и набсовету «Нафтогаза», которых следует отдать под суд за то, что Украина оказалась не готовой к зиме. Если выражаться в стиле Владимира Маяковского «шершавым языком уголовного кодекса», то налицо, как минимум, преступная халатность должностных лиц.
Впрочем, бывший глава «Нафтогаза» Коболев пытается «перевести стрелки» на нынешнего нафтогазового начальника Витренко и заявляет о том, что надо было произвести закупку газа в апреле-мае нынешнего года, когда цены на него были существенно ниже, а «Нафтогаз» имел для этого средства в сумме 2 млрд долларов. Коболев также предостерегает, что зимой «лишнего» газа в Европе может вообще не оказаться, и Украине его не продадут даже в случае крайней нехватки.
В медиа появлялась информация о том, что «Нафтогаз» якобы намеревался закупить находящийся в хранилищах газ коммерческих структур, включая нерезидентов, но отсутствует достоверная информация, так ли это и чем окончилась эта сделка, если таковая имела место.
По словам Юрия Корольчука, в хранилища было закачано 18,8 млрд кубов газа, из которых осталось 18,5 млрд кубов, поскольку 300 млн кубов уже были подняты с началом отопительного сезона. Но из этого газа 6 млрд кубов – это буферный газ, который нельзя поднимать, иначе система не будет работать вообще. Еще 3 млрд кубов принадлежат так называемому «поставщику последней надежды», и этот газ также нельзя трогать сугубо юридически. Еще 2 млрд кубов – это топливо украинских частных структур и «спорный» газ, по которому рассматриваются дела в судах, а 3 млрд кубов – это газ иностранных коммерческих структур, которые «Нафтогаз» намерен выкупить, если верить «сливам» информации в медиа.
Наконец, только 4,5 млрд кубов — это тот объем газа, который «Нафтогаз» сумел закачать в рамках подготовки к зиме для населения и коммунальных структур. По ряду оценок, для успешного прохождения зимнего периода необходимо около 9 млрд гривен кубометров, то есть «Нафтогаз» закачал только половину потребности, и дефицит составляет 4,5 млрд кубов.
Даже если «Нафтогазу» удастся выкупить 3 млрд кубов газа нерезидентов, топлива все равно не будет хватать в количестве 1,5 млрд кубов, его придется импортировать. Поскольку в Европе имеет место огромный дефицит топлива и огромные цены на газ,то непонятно, чем вообще все это окончится, особенно если зима, как и обещали, будет холодной.
Ситуация усугубляется критическим положением в электроэнергетике и в снабжении страны углем. В медиа появлялась информация о том, что из-за нехватки угля приходится сжигать на тепловых станциях дорогостоящий газ, запасы которого недостаточны, чтобы обеспечить необходимые поставки электроэнергии.
В качестве мер по экономии газа, очевидно, будет остановка энергоемких производств и вообще промышленности, что приведет в дальнейшей деградации и деиндустриализации страны. Кроме того, ожидается введение лимитов для ЖКХ и коммунальщиков.
Ожидается, что бюджетные организации, учебные заведения и прочие подобные учреждения будут отправлять зимой по домам. Для этого будут изобретаться дополнительные карантины и локдауны. И здесь, перефразируя знаменитое изречение Франсуа-Мари Аруэ, более известного как Вольтер, если бы ковида не существовало, его следовало бы выдумать. Кстати, нынешняя неожиданная (?) истерия вокруг ковида в этом смысле вызывает много вопросов.
Есть еще одна опасность международного характера, на которую указал Юрий Корольчук.
Если к февралю объем газа в хранилищах упадет ниже 12 млрд кубометров, то Украина сугубо технически не сможет выполнять свои обязательства по транзиту газа в Европу из-за низкого давления в системе, особенно если Европа затребует дополнительные объемы прокачки в случае холодной зимы. Поскольку такая возможность вполне реальна, есть данные, что в «Нафтогазе» якобы начали готовить почву, заранее предупреждая европейских операторов о возможных перебоях в работе украинской ГТС. В результате, Украина имеет все шансы напороться на международные скандалы и суды за невыполнение контрактных обязательств, а репутация Украины как транзитера газа очень сильно пострадает, от чего выиграют Путин и «Северный поток».
Существует вероятность того, что «Нафтогаз» попробует национализировать газ, добываемый полугосударственной (с участием структурой Коломойского) «Укрнафтой» , а также ряда приватных газодобывающих компаний, принадлежащих Коломойскому, Пинчуку, Ахметову, Злочевскому и другим. По ряду оценок, это может дать до 2 млрд кубов газа, что, конечно, проблему не решает, но остроту нехватки топлива снизить может. Но возникает вопрос цены закупки коммерческого газа «Нафтогазом», а также роста внутриполитической нестабильности, которую могут нагнетать олигархи, раскачивая и без того реально слабую Зе-власть.
Впрочем, скорее всего власть может попытаться ввести некие граничные цены на топливо частных газодобывающих компаний, что-то вроде ПСО, против чего уже выступили частные газовщики.
Словом, при любых названных и не названных сценариях, зима может оказаться одновременно холодной и жаркой. Зе-власть и «Нафтогаз» вместе с его супервысокооплачиваемым менеджментом и набсоветом не сподобились обеспечить необходимые запасы топлива.
Кроме того, стараниями как нынешней власти, так и «папередников» Украина лишилась своих транзитных преимуществ. Более того, в отличие от европейских стран, Украина не имеет долгосрочных контрактов на поставку газа по приемлемой цене, а привязала свой газовый рынок и цены на нем к европейской энергобирже, где заправляет «спекульё», и это есть ни что иное как «зрада» в химически чистом виде.