Марионетки Путина: чем миграционный кризис на границе Беларуси и ЕС грозит Украине
Ситуация, сложившейся на границе Беларуси и ЕС из-за наплыва мигрантов, искусственно спровоцированная белорусскими властями, (не без помощи Кремля), на этой неделе достигла своей критической точки, вынудив Брюссель к более жестким действиям. 15 ноября главы МИД Европейского Союза (ЕС) одобрили уже пятый пакет экономических санкций против режима белорусского президента Александра Лукашенко в целом, который будет окончательно оформлен в ближайшие дни.
Ожидается, что теперь в санкционные списки попадут физические и юридические лица, причастные к доставке в Беларусь из стран Ближнего Востока и Африки большого количества нелегальных мигрантов и к отправке их на границы с соседними странами ЕС, сообщают Экономические Новости.
Но, скорее всего, этим дело не ограничится. Министр иностранных дел Латвии Эдгарс Ринкевич сообщил о том, что обсуждается и шестой пакет, который может быть введён в случае продолжения Минском миграционного давления на ЕС.
Мигранты из стран Ближнего Востока и Африки постоянно пытаются попасть в Европу, убегая от войн, голода, смерти, бедности к лучшей жизни. Тут они могут претендовать на статус беженца, получить убежище и международную охрану. Один из известных путей, которым переправляют людей контрабандисты, – это пересечение открытого моря на надувных лодках, в районе Италии и Балкан. Но в последние месяцы появился совершенно новый маршрут: через Беларусь в Польшу (и дальше на Запад). С весны с подобными проблемами столкнулись и Литва с Латвией. Количество нелегалов, пытающихся пересечь тут границу, резко возросло.
По данным украинской разведки, сейчас на территории Беларуси находится до 15 тыс. мигрантов, которые намерены пытаться попасть в страны ЕС. «Более того, сейчас разворачивается кампания для того, чтобы их было как можно больше, для того, чтобы давить непосредственно на Евросоюз», — заявил секретарь Совета нацбезопасности и обороны (СНБО) Алексей Данилов. По его словам, большинство таких беженцев попали в Беларусь в статусе «туристов».
То, что это рукотворный миграционный кризис, сегодня ни у кого нет сомнений. Лукашенко в ответ на европейские санкции буквально «штурмирует» беженцами европейские границы, вынуждая ЕС идти ему на уступки. Хотя еще год назад Минск подписал соглашение про реадмиссию, по которому обязуется принимать назад граждан, незаконно попавших в ЕС с его территории. Вскоре за этим последовали президентские выборы в Беларуси, массовые протесты оппозиции, жесткое подавление этих протестов силовиками и европейские санкции против нынешней власти в Минске, что вновь накалило и без того сложные белорусско-европейские отношения.
28 июня текущего года МИД Беларуси объявил, что Минск приостановит участие в программе ЕС «Восточное партнерство», не будет выполнять соглашение о реадмиссии с ЕС и отзывает посла в Брюсселе. Эти меры были названы «вынужденным реагированием» на санкции ЕС. А 14 октября Лукашенко окончательно подписал проголосованный белорусским парламентом закон о приостановлении действия вышеуказанного соглашения.
Но ситуация кардинально изменилось только 8 ноября, спустя четыре дня после того, как президент РФ Владимир Путин и Александр Лукашенко подписали интеграционный декрет союзного государства России и Беларуси. Этот документ стал новым шагом в процессе медленной аннексии, которую ведет Россия в отношении Беларуси. Все это дает основания экспертам утверждать, что миграционный кризис являются частью «гибридной войны» против Европы, развязанной Кремлем, а белорусская сторона – всего лишь инструмент достижения цели. Ведь без согласия Москвы — или хотя бы точного понимания того, что российское руководство не будет против — Минск не бы не стал затеивать подобное.
В частности, польский аналитик, эксперт по международным отношениям Дариуш Матерняк, не сомневается, что кризисом на польских кордонах управляют российские спецслужбы, применяя стратегию, опробованную на Донбассе в 2014 году. То есть, они опять играют в «ихтамнетов», действуя руками белорусских силовиков. В подкрепление своего тезиса, Матерняк приводит свидетельства белорусских оппозиционных журналистов. По их словам, представители российских спецслужб, в частности офицеры ФСБ, присутствуют на границах с Польшей и Литвой и что именно они управляют всеми процессами.
Аналитик Ассоциации по международным вопросам в Праге Павел Гавличек полагает, что с того момента, как операция началась, белорусским военным и спецслужбам не только выгодно действовать в связке с российскими — у них просто нет другого выбора: «У России и Беларуси — единое воздушное пространство, единая система противовоздушной обороны и фактически единая служба охраны границы. Москва не позволит белорусам действовать без ее одобрения». По словам Андрея Солдатова, людям Лукашенко не нужно даже отдельно запрашивать специальную информацию: «Там и так в рамках совместных действий по охране границы налажен постоянный обмен данными радиоэлектронной и видовой разведки». Он убежден, санкции ЕС по отношению к Беларуси должны быть жесткими. Особенно отмечает необходимость концентрироваться не только на режиме в Минске, но и на российских интересах: «Очевидно, продолжающиеся поставки белорусских калийных удобрений в ЕС должны быть немедленно пресечены. Но не стоит забывать о российских компаниях, которые инвестируют в белорусские предприятия. Нужно рассмотреть возможность ввести санкции и против них».
То, что к событиям на польской границе Россия имеет непосредственное отношение косвенно подтвердил и сам Александр Лукашенко в интервью российского журнала «Национальная оборона». По словам белорусского диктатора, действия Польши, которая перебрасывает на границу войска, могут спровоцировать военный кризис в центре Европы, в который неизбежно окажется вовлечена и Россия. «Если, не дай Бог, мы допустим какую-то ошибку, если мы оступимся, то это сразу же вовлечет в этот водоворот Россию», – предупредил Лукашенко, напомнив, что РФ является ядерной державой.
В свою очередь политический аналитик Илья Куса считает роль России в миграционном кризисе преувеличенной. «Если отбросить идеологический и пропагандистский налет со всех сторон, то суть кризиса сводится к конфликту между Беларусью и ее двумя главными европейскими антагонистами — Польшей и Литвой. В ответ на политическое, экономическое и информационное давление со стороны польско-литовских властей, президент Александр Лукашенко и его окружение, не имея в руках симметричных инструментов контр-давления, пустили в ход другие доступные им ресурсы, включая «миграционную карту», — считает эксперт. По его словам, «миграционный вопрос» — слабое место Европы вот уже более 10 лет. Уязвимость, которая дестабилизировала ЕС еще в 2014-2015 годах, и которой с тех пор пользовались внешние игроки для давления на Евросоюз. К примеру, в 2020 году Турция использовала фактор беженцев, чтобы спровоцировать кризис на границе с Грецией и выторговать для себя более выгодные условия переговоров с ЕС по тем же беженцам. «Нет сомнений в том, что Россия получает выгоду из этой ситуации. Они, как и многие другие заинтересованные стороны, на этом капитализируются и зарабатывают деньги. В конце концов, Россия сегодня находится в тактически выигрышном положении по отношению к практически всем политическим процессам в Беларуси — такой вот годовой итог кризиса в Беларуси от августа 2020 года», — резюмировал он.
В то же время консультант по стратегическим вопросам Королевского института международных отношений в Лондоне Кейр Джайлз считает, что на самом деле сегодня окончательные цели Минска и особенно Москвы не до конца ясны. «Эскалация продолжается не первый месяц. Ясно, что это форма вымогательства. Но невозможно иметь дело с вымогателем, если он не говорит, что именно ему нужно», — сказал он. Эксперт также сомневается, что ЕС решится запретить полеты российской компании «Аэрофлот», но даже угроза сделать это — шаг в правильном направлении. «Узнав об этом, Песков вдруг заговорил о «безумии» такого шага, а не о возможном ответе Кремля. Это может значить, что предупреждение сработало».
Политический аналитик Александр Класковский считает включение в «чёрный список» новых физических лиц малоэффективной мерой, так как белорусские чиновники к санкциям уже привыкли, а вот санкции против белорусских туристических фирм, отелей и авиакомпании «Белавиа» могут стать более серьёзным способом воздействия. Эксперт не исключил, что ситуацией воспользуется Россия. «Если «Белавиа» окажется в совершенно плачевном финансовом положении, российский бизнес приберёт её к рукам за бесценок. А если Европа откажется обслуживать «Боинги» и «Эмбраэры», на которых летает «Белавиа», то придётся переходить на российские самолёты, а их качество тоже вызывает вопросы», – предупреждает он. И делает вывод, что санкции производят двоякий эффект: с одной стороны, они направлены против режима Лукашенко, но с другой – работают против суверенитета Беларуси и «вталкивают» её в Россию. Каждый пакет в отдельности, по мнению эксперта, не так уж страшен, но все вместе они обладают накопительным потенциалом. Кроме того, одобренный в начале лета четвёртый пакет заработает в полную силу после того, как закончится действие всех договоров на поставку из Беларуси нефтепродуктов, заключённых до принятий санкций. «И вот тогда болезненный эффект июньского пакета может проявиться в полной мере. Поэтому потенциально это – вещь достаточно разрушительная и опасная для белорусской экономики», – резюмировал эксперт.
Между тем, министр иностранных дел Литвы Габриэлюс Ландсбергис не исключил возможность того, что миграционные кризис может быть лишь отвлекающим маневром Кремля для более активных действий по украинскому направлению. «Вполне вероятно, что Украина может быть атакована, пока мы разбираемся с ситуацией на польской, литовской и белорусской границе», — сказал он. Такой сценарий не исключили и в Вашингтоне. Недавно госсекретарь США Энтони Блинкен заявил, что у Белого дома есть опасения относительно того, что Кремль может готовиться к повторению сценария 2014 года, то есть новому наступлению на Украину. Напомним, что уже несколько недель поступают сообщения о всё новых перемещениях российских войск вблизи украинской границы. Мнения экспертов относительно мотивации Кремля разделились – одни заявляют, что Путин просто «играет мускулами», другие призывают готовиться к войне.
Пока же очевидно то, что разворачивая действия сразу на двух фронтах Москва может достичь сразу нескольких целей. Прежде всего — это снятие любых ограничений на запуск «Северных потоков», чтобы иметь возможность для продажи больших объемов газа в Европу. И заявление Лукашенко о перекрытии транзита через газопровод «Ямал-Европа» в случае усиления санкций против Беларуси прозвучало на днях именно в этом контексте. Еще одна цель — посеять раздор внутри ЕС путем создания дополнительных проблем странам-участникам. Причем на фоне уже существующих разногласий внутри ЕС по ряду вопросов плохо контролируемый поток мигрантов в Европе может только обострить противоречия.
«Путин ждет, когда к нему придет руководство ЕС, чтобы выставить им свои требования, а Лукашенко здесь просто исполнитель. Апофеозом этого миграционного кризиса может стать вооруженная провокация, естественно — с кровопролитием, если мигранты пойдут на реальный штурм границы», — считает военный эксперт, полковник запаса Олег Жданов. Он убежден, что у Кремля заготовлена многоходовка и Украина в ней — последняя в списке. «Но на Украине может отразиться финал этого кризиса. Ведь когда противостояние с Европой будет окончено и мигранты станут Беларуси не нужны, их нужно будет куда-то девать. Сомневаюсь, что Россия будет вывозить их назад самолетами, как она это делает сейчас, привозя в Беларусь, потому эту толпу могут запросто повернуть в сторону Украины», — прогнозирует эксперт.
Подобный сценарий не исключают и на Банковой. «Дальнейшие усилия будут направлены против Украины. Какую форму и средства они выберут – не знаю. Мне кажется, что вся эта история может быть определенным отвлекающим моментом, перед тем как основные усилия направить против Украины», — отметил внештатный советник главы Офиса президента Алексей Арестович.
Между тем, глава Госпогранслужбы Сергей Дейнеко сообщил, что на данный момент угрозы для Украины со стороны границы с Беларусью нет. «Ситуация стабильная и контролируемая, никаких угроз для Украины пока нет. Однако наша служба вместе с Нацполицией и Нацгвардией отрабатывает все возможные сценарии для того, чтобы оградить украинскую границу от возможной попытки прорыва, искусственно организованного толпами мигрантов», — заявил он.
Ранее министр внутренних дел Украины Денис Монастырский сообщил, что на фоне этой ситуации украинско-белорусскую границу будут дополнительно защищать 8,5 тыс. военнослужащих. МВД и Госпогранслужба определили десять участков границы Украины с Беларусью, где можно ожидать массового скопления мигрантов с белорусской стороны. Он уточнил, что оперативную информацию о местах скопления мигрантов будет предоставлять разведка. Кроме того, по словам Монастырского, на заседании СНБО обсуждалась идея провести учения по территориальной обороне в приграничных с Беларусью районах Украины.