С самого начала этого проекта мы не могли поверить, что украинские чиновники пойдут на особые условия для ирландцев. Настораживало, что чиновники не разглашали конкретные договоренности, а другие авиаперевозчики не под диктофон говорили, что специальные льготные тарифы для Ryanair нельзя ввести без изменения законодательства. В министерстве прикрывались сакральной фразой, что эти условия – предмет переговоров, надо быть ближе к Европе, снижать цены и т.д.
Как бы то ни было. Ирландская авиакомпания торжественно подписала некий меморандум в Мининфраструктуры и начала продажи авиабилетов. От 20 евро в одну сторону. В общем, с самого начала все выглядело как некий PR-проект.
Ryanair объявил о намерении летать в Киев и Львов из ряда городов Европы в марте 2017 года. Из Киева Ryanair планировал выполнять полеты в Лондон (пять раз в неделю), Манчестер, Эйдховен (по три раза) и Стокгольм (четыре раза). А из Львова — в Лондон, Эйндховен, Берлин, Мемминген, Будапешт (все по два раза в неделю), Краков и Вроцлав (по три раза). По словам главы авиакомпании Дэвида О’Брайена, компания намеревалась перевозить из двух украинских аэропортов до 200 тыс. пассажиров ежегодно.
Китайцы заинтересовались аэропортом «Житомир»
Все замечания экспертов, в том числе «Европатруля», о необходимости решить проблемы с межправительственными соглашениями, которые предполагают определенные квоты на полеты между Евросоюзом и Украиной, игнорировались. В ответ звучало, что мы получаем «безвиз», а следующим шагом станет «открытое небо с Европой». Соответственно, проблема квот будет решена автоматически. Не говорилось только, когда именно решение об открытом небе будет принято? До сих пор Украина подписывала двухсторонние соглашения об «открытом небе» с отдельными странами ЕС.
В Европе лоукостеры редко используют крупные аэропорты — об этом знает любой украинский турист, который пользовался услугами венгерского бюджетного авиаперевозчика WizzAir. У нас же для Ryanair свет клином сошелся на «Борисполе» — главном аэропорте страны. В день подписания меморандума выяснилось, что аэропорт «Киев» (Жуляны) отказался работать с ирландцами, поэтому проект оперативно переориентировали на «Борисполь». Там, в свою очередь, заявили, что только-только начали переговоры, и что само соглашение еще не подписано. Позже были заявления чиновников о возможном переходе Ryanair на взлетно-испытательную базу КБ «Антонов» в Гостомель, или в Житомир, или в Белую Церковь. Но на альтернативы «Борисполю» ирландцы реагировали нервно. Впрочем, как и министр инфраструктуры Владимир Омелян. Выходило, что альтернативы «Борисполю» просто нет, и ирландцы полетят только в самый крупный украинский аэропорт, который славится своими далеко не бюджетными тарифами. В «Борисполе» достаточно сложная система пассажирских сборов. Если подсчитать, сколько платят пассажиры за свое обслуживание в аэропорту, то можно смело выходить на цифру в $50. Кроме стандартного «пассажирского» сбора в $17 есть еще:
Сбор на развитие украинской авиации. Сбор на авиационную безопасность. Сбор с авиакомпаний за взлет-посадку (отражается в авиабилете). Запредельные ставки аренды, которые доходят до 200 долларов США за кв. метр (отсюда кофе по 40 грн и сендвичи от 80 грн).
Есть еще ряд сборов, которые пассажир не видит, но чувствует «на своем кармане». Все это ушлые ирландцы предложили заменить на единый сбор в 7,5 долларов США. Т.е. по сути отменить всю систему поборов, которая действует сегодня в «Борисполе». Естественно, аэропортовая «мафия» с этим не согласилась и начала проект саботировать. Сейчас многие винят авиаперевозчика МАУ, входящего в неформальную бизнес-группу Приват Игоря Коломойского и Геннадия Боголюбова, — якобы это они добились устранения конкурента. Но дело тут не в МАУ, а в том, что Ryanair предложил Украине отменить коррупционную составляющую в тарифах. Чиновники же на полную отмену не пошли — надеялись сторговаться. В результате получился скандал.
Но часть вины за случившееся есть и на Ryanair. Эта компания славится своими громкими эпатажными заявлениями. То предложат ввести плату за пользование туалетами в самолетах, то предложат ввести стоячие места. И трюк с уходом с рынка той или иной страны компания уже проделывала не раз (см. ниже выдачу поисковой системы по фразе Ryanair to leave). Таким образом Ryanair заставляет чиновников разных стран, в том числе европейских, быть сговорчивее.
Фейсбук Юрия Аксенова (https://www.facebook.com/yaksyonov)
И, кажется, в этот раз Ryanair совсем заигрались. Возможно, они думали, что попали в банановую республику, где в обмен на дешевые бусы можно получить что угодно. В частности, по словам гендиректора аэропорта «Борисполь» Павла Рябикина, ирландцы требовали:
бесплатные рекламные площади в аэропорту (это решает Мининфраструктуры с ФГИУ); бесплатные площади под офис и места по продаже авиабилетов; бесплатные стойки регистрации; бесплатно землю под строительство собственной гостиницы!
И многое другое, за что руководство аэропорта попросту не отвечает. Поэтому жесткие заявления министра Владимира Омеляна об увольнении гендиректора «Борисполя» — не совсем по адресу.
В общем, нашла коса на камень, и ничего не получилось. Пока что.
Надо отметить, что переговоры с Ryanair нужны не только Украине. Ирландцам также нужен украинский рынок, им уже давно тесно в Европе, по объемам перевозок они уже вышли на уровень Lufthansa, а после «брекзита» компания может столкнуться с проблемами в Евросоюзе. Значит, надо искать новые рынки. Предвидя это, Ryanair вышли в Польшу и страны Прибалтики. В России свои «бюджетные перевозчики», там их никто не ждет. И тут появляется вариант с Украиной.
Для украинских чиновников Ryanair — тоже желанный вариант. С ирландцами велись переговоры последние 15 лет, и каждый новый министр считал своим долгом заявить о возможном выходе на украинский рынок одного из крупнейших low-cost перевозчиков мира. Дешевые билеты — аналог гречки на мажоритарных выборах, только для другой публики. Запусти Ryanair — и часть электората у тебя в кармане. Проблема только в том, что ирландские бизнесмены тоже это понимают и этим пользуются.
В итоге пострадали пассажиры, которые понадеялись на обещания министра и на заявления авиакомпании и накупили билетов заранее. А крайним оказался гендиректор аэропорта. Хотя часть требований авиаперевозчика касались Кабмина и профильного министра, вину за срыв соглашения уже поспешили возложить на пана Рябикина, который просто поступил по формуле «не знаешь, что делать — поступай по закону». Действительно, уволить директора аэрорта министру проще, чем признать свою ошибку и подать в отставку. Так и живем.