Банки уже в смартфонах
Офлайновые банковские отделения теряют популярность. В США в период с 2008 по 2016 год количество банковских отделений сократилось на более чем 6 тысяч 92,8 тысяч до 86,8. Об этом говорится в исследовании National Community Reinvestment Coalition — ассоциации состоящей из более чем 600 общественных организаций, которые способствуют доступу к базовым банковским услугам, доступному жилью, предпринимательству, созданию рабочих мест и активным сообществам для работающих семей в США.
Вместо походов в банки клиенты все чаще используют мобильные приложения. В Британии, например, согласно исследованию, проведенному UK Finance совместно с EY, 2016 году 19,6 млн человек использовали банковские приложения, а это на 37% больше, чем в 2015. Также возросло и доверие британцев к мобильным приложениям банков. Использование приложений для управления сбережениями, кредитными картами и инвестиционными счетами за тот же год увеличилось на 30%, 46% и 86% соответственно.
В Украине же, согласно данным НБУ, количество банковских структурных подразделений тоже стабильно сокращается. В VI квартале 2016 года в Украине было 10822 банковских отделения, в первом квартале 2017 – 10329, во втором – 10011, в третьем – 9844 и в четвертом – 9715. В общем, за этот период времени, в Украине закрылось 1107 банковских отделений. Но это мизер, если вспомнить, что на начало 2014 года их в Украине было более 19 тыс. Важно уточнить, что в нашем случае сокращение количества отделений связано не с миграцией банков в смартфоны, а с расчисткой банковского рынка в 2014-2017 годах.
В Казахстане банк со 100 отделениями и 250 банкоматами, ежедневно осуществляющий 165 операций в отделениях и 65 с помощью банкоматов, может сэкономить около $5 млн в год за счет перевода пятой части клиентов на мобильный банкинг, подсчитал Deloitte в 2016 году. Стоимость обработки транзакции с помощью мобильного в 10 раз ниже, чем в банкомате, и в 50 раз ниже, чем в отделении.
Появление технологии NFC (Near Field Communication), которая позволяет платить за покупки бесконтактно при помощи смартфона, также способствовала мобильному банкингу.
И не только банки
Раз уж точка продажи финансовой услуги — не банковское отделение, а мобильный телефон, то почему бы мобильным операторам не заняться продажей таких услуг?
Норвежский Telenor — девятый в мире оператор по количеству абонентов — рассудил так же. В 2008 году он купил контрольный пакет в пакистанском Tameer Microfinance Bank Limited. У Telenor Pakistan была хорошая база для старта: более 41 млн абонентов или более 28% рынка SIM-карт. В то же время рынок финансовых услуг в Пакистане был развит слабо. В 2009 году Telenor Pakistan запустил дочернюю компанию Easypaisa для оказания мобильных финуслуг. К 2017 году компания выросла в самостоятельный бизнес, управление которым было передано напрямую в Telenor Group.
Telenor Pakistan официально запускает услугу 4G
В соседней России тройка крупнейших операторов работает на финрынке. «Билайн» предлагает одноименные дебетную и кредитную карты системы MasterCard в партнерстве с небанковской кредитной компанией. «Мегафон» привязал финуслуги к счету мобильного, и привлекает банк-партнер только для денежных переводов. У МТС есть свой одноименный банк, что позволяет обходиться без сторонних партнеров.
В Украине мобильные операторы или уже оказывают, или вот-вот будут оказывать финуслуги.
“Киевстар” еще в 2015-м году создал компанию “Стармани”, которая последние два года получала все необходимые разрешения НБУ и других госорганов для оказания финуслуг. «Скоро те, кто живет далеко от банковских отделений или не имеет банковского счета, смогут оплачивать покупки, коммунальные услуги, билеты в городской транспорт с обычного телефона (даже смартфон для этого не нужен!), а те, кто живет в городах – легко и быстро заплатят за такси, доставку пиццы или других товаров прямо из мобильного приложения», — написал в facebook президент “Киевстара” Петр Чернышов в конце ноября 2017 года, когда “Стармани” получила в НБУ статус оператора услуг платежной инфраструктуры.
В сентябре 2017-го «Пейселл» — дочерняя компания оператора Lifecell — была зарегистрирована в реестре финкомпаний Нацкомиссии по финансовым услугам. В пресс-службе компании еще не комментируют, чем «Пейселл» будет отличаться от конкурентов.
А Vodafone в июне 2017-го уже запустил сервис Vodafone Pay в сотрудничестве с «Таскомбанком» и «Глобал мани». Сервис позволяет завести в мобильное приложение карточки любых банков и затем свободно использовать и деньги на картсчетах, и деньги на мобильном. Ежемесячно клиенты Vodafone совершают транзакции на сумму порядка 10 млн грн.
Чего ждать
Финансовые мобильные приложения все еще редкость на экранах смартфонов в Украине, в этом смысле рынок пустой. Пионер и абсолютный лидер с более чем 5 млн клиентов — Приватбанк с приложением Приват24. Есть приложения и у других банков. Появился «Монобанк», который работает в партнерстве с «Универсал Банком», но создан IT-компанией. Появился Vodafone Pay, который визуально мало отличается от банковского приложения.
В смартфоне границы между банками и не банками нет. Теоретически запустить приложение с финсервисами может и торговая сеть, и сеть АЗС, и сеть закусочных. Но мобильные операторы с десятками миллионов абонентов, накопленными маркетинговыми данными, опытом работы на рынках других стран