Несмотря на запреты, традиции не забыли
В начале 1950-х годов в Украине появилось целое поколение людей, которые не знали, что такое Рождество и колядование. Празднование этих праздников происходило тайком, чтобы избежать наказания.
О том, как советские власти уничтожали украинские рождественские традиции, рассказал историк и автор книги «Большая рождественская книга» Ярослав Грицак «Телеграфу» в интервью «Как Сталин украл Рождество: известный историк рассказал о судьбе самого любимого праздника украинцев «.
«В 1920-х годах у советской власти еще не было «зубов и когтей», то есть столь развитой репрессивной системы, которая могла бы активно наказывать. Это был период относительно умеренной политики — время НЭПа», — отметил историк.
По его словам, в тот период власть ограничивалась в основном идеологической борьбой и декларациями. Подтверждением тому являются воспоминания Ивана Козловского, известного украинского певца. В 1920-х годах он, будучи красноармейцем, вместе с другими ходил колядовать в Полтаве.
Ситуация кардинально поменялась в 1929 году с началом коллективизации. Советская власть начала масштабную кампанию по уничтожению религии. По всей стране закрывали и разрушали церкви, уничтожали росписи в монастырях, арестовывали священников.
Самый жестокий удар по традициям колядования пришелся на период Голодомора 1932-1933 годов. Грицак отмечает, что многие люди, пережившие те страшные времена, вспоминали особую тишину, которая воцарилась в селах после 1933 года. Села «перестали петь», а традиция колядования начала исчезать.
В послевоенные годы ситуация в разных регионах Украины существенно отличалась. На западе страны традиции частично удалось сохранить. Историк привел пример события во Львове 1945-1946 годов, когда студенты устроили своему профессору латинского настоящий рождественский сюрприз.
«Это произошло во время занятия на Рождество. Когда профессор, специалист по латинскому языку, зашел в класс, студенты — поляки и украинцы — встали и начали петь. Колядовали сначала на латыни, потом на украинском и польском языках. А студенты из Восточной Украины, которые тогда оказались во Львове, удивлялись, ведь они уже забыли, что такое колядование. Это был яркий пример поколенческого разрыва»,— рассказал Грицак.
Особенно жестоко советская власть боролась с колядкой «Новая радость стала». По мнению историка, в 1920-е годы украинская культура все еще сохраняла свою силу, особенно в селах. Советские власти контролировали преимущественно города, в то время как в сельской местности традиции продолжали жить. Но с усилением репрессивной политики и коллективизацией ситуация резко поменялась.
Документальных свидетельств о наказании колядников в 1920-х годах не сохранилось. Однако, по словам Грицака, этот вопрос требует дополнительного исследования на основе воспоминаний очевидцев событий.
Также «Телеграф» рассказывал, как правильно по-украински здороваться на Рождество. Есть несколько точных вариантов.