Форум «Банковский сектор: эпоха перемен» продолжается. Третью завершающую сессию форума эксперты посвятили вызовам правоприменения. Модератором сессии выступил Семен Ханин, управляющий партнер ЮК «АМБЕР».
Елена Кибенко, судья Большой Палаты Верховного Суда посвятила свой доклад Правовым позициям Верховного Суда по делам с участием Фонда гарантирования вкладов физических лиц.
Так, к примеру в деле №826/2238/13-а определено противоправным и отменено постановление Правления НБУ №367 от 23.08.2012 «Про отзывание банковской лицензии и назначение ликвидатора ПАО «Акционерный коммерческий банк «Базис» (г. Харьков)» (постановление ОАСК от 14.08.2014, оставлена без изменений определением КААС 21.10.2014 и определением ВАСУ от 24.12.2014).
В деле №905/1328/17 сделан вывод об отсутствии предпосылок для признания кредиторских требований ФГВФЛ к банку «Базис» в размере более чем 277 млн грн (выплаты вкладчикам), Постановление КХС ВС от 14.11.2018.
В деле №910/6175/19 касательно возмещения убытка в размере более чем 277 млн грн истец ФГВФЛ, ответчик — НБУ(на рассмотрении Большой Палаты Верховного Суда).
В свою очередь, Олег Ткачук, судья Большой Палаты Верховного Суда сосредоточился на теме: «Позиция Большой Палаты Верховного Суда по кредитным спорам: пути защиты банков от недобросовестных кредиторов». По словам спикера ежедневно на рассмотрение Верховного Суда поступает 300-400 дел. В своих постановлениях Большая Палата Верховного Суда неоднократно указывала что независимо от того, перечислены ли все постановления в решении по результату рассмотрения дела, решения, в которых изложена правовая позиция, от которой отступила Большая Палата, суды во время решения отождествленных споров должны учитывать последнюю правовую позицию.
Александр Банасько, судья Кассационного хозяйственного суда в составе Верховного Суда проанализировал позиции Верховного Суда в делах о банкротстве с участием банков. К примеру, в деле касательно определения размера денежных требований кредитора в результате установления решением суда задолженности в долларах США по кредитному договору (постановлением судебной палаты по рассмотрению дел о банкротстве КХС в составе ВС от 16.10.2018 в деле №902/1151/15 было определено, что системный анализ положений статей 1,2,23 Закона о банкротстве (в редакции от 22.12.2011) дает основания для вывода, что в случае, когда обязательства должника, определенные в иностранной валюте, оклад и размер денежных требований кредиторов определятся в национальной валюте по курсу такой валюты, установленным Национальным Банком Украины на дату подачи кредитором заявления с денежными требованиями к должнику.
Александр Зима, директор юридического департамента ПАО «Ощадбанк» рассмотрел проблемные вопросы взаимодействия банков с правоохранительными органами. Спикер рассмотрел такие проблемные вопросы:
проблема установления факта нанесения ущерба и их размера; соблюдение закона в части необходимости определения убытков в заявлении о привлечении в качестве потерпевшего в гражданском иске; неопределенность относительно возможности подачи заявления о привлечении банка к производству в качестве потерпевшего после сообщения о завершении досудебного расследования в уголовном производстве и начала процедуры открытия материалов досудебного расследования; неопределенность относительно необходимости доведения гражданским истцом обстоятельств, указанных в исковом заявлении.
Вероника Зарубицкая, адвокат ЮК «АМБЕР», посвятила свой доклад фиктивным договорам в банковской практике и финансовому посредничеству. Спикер отмечает, что правоприменительная практика по этому вопросу крайне скудна. Огромное количество сделок, которые проходят через украинские банки, являются притворными, прикрывают собой другие правоотношения, в частности, финансовое посредничество. Чтобы определить притворность сделки, надо проанализировать все нюансы поведения субъектов сделки, подчеркивает г-жа Зарубицкая.
Людмила Козятник, адвокат ЮК «АМБЕР», завершала сессию докладом «Обжалование арестов в рамках финансового мониторинга». Людмила Козятник остановилась на деталях вопроса и выразила надежду на изменения в законодательстве по этому вопросу, чтобы предусмотреть досудебное урегулирование, так как нарушенное право субъекта не может быть восстановлено путем такого способа защиты, как обращение к соответствующему суду.