Кассационный административный суд в составе Верховного Суда разъяснил особенности и сроки выплаты компенсации за неполученное вещевое имущество при увольнении. Об этом сообщает пресс-служба ВС.
Суть спора
Уволенное с военной службы лицо обжаловало бездействие ответчика — воинской части национальной гвардии Украины, которое заключалось в невыплате ему (истцу) денежной компенсации стоимости за неполученное вещевое имущество. Истец просил взыскать эту денежную компенсацию, а также средний заработок за несвоевременный расчет при увольнении (невыплата компенсации за вещевое имущество) в его пользу за период со дня его исключения из списков личного состава до дню принятия судебного решения по этому делу.
Окружной административный суд иск удовлетворил, апелляционный суд отменил это решение в части удовлетворения исковых требований о взыскании с воинской части среднего заработка за несвоевременный расчет при увольнении, мотивируя тем, что компенсация за неполученное вещевое имущество не является составной заработной платы, а потому на эту сумму не распространяются требования статей 116, 117 КЗоТ Украины по выплате среднего заработка за время задержки расчета при увольнении военнослужащего.
Вывод КАС ВС (постановление от 30 ноября 2020 по делу № 480/3105/19)
Верховный Суд не согласился с этим выводом суда апелляционной инстанции, указав, что он основывается на неправильном применении норм материального права, а также изменил решение суда первой инстанции относительно начисления суммы среднего заработка за несвоевременную выплату компенсации за неиспользованное вещевое имущество.
Коллегия судей в составе судебной палаты КАС ВС определила правовую природу компенсации за неполученное вещевое имущество и сроки ее выплаты, указав следующее:
Согласно части второй ст. 1-2 Закона Украины «О социальной и правовой защите военнослужащих и членов их семей» в связи с особым характером военной службы, связанной с защитой Отечества, военнослужащим предоставляются определенные законом льготы, гарантии и компенсации.
Вещевое обеспечение не имеет характера вознаграждения за выполненную работу, а направлено прежде всего на удовлетворение потребностей военнослужащих во время несения ими военной службы, в соответствии с п. 2 Инструкции об организации вещевого обеспечения военнослужащих Вооруженных Сил Украины в мирное время и особый период, утвержденной приказом Минобороны Украины от 29 апреля 2016 № 232.
Такие гарантии по обеспечению военнослужащих уместно сравнить с подобными категориями трудового законодательства, а именно п. 3 части первой ст. 29 КЗоТ Украины, согласно которому владелец или уполномоченный им орган обязан до начала работы по заключенному трудовому договору должен обеспечить работника необходимыми для работы средствами.
Итак, вещевое имущество нельзя отождествлять с заработной платой (денежным обеспечением) военнослужащего.
Относительно правовой природы компенсации за неполученное вещевое имущество судебная палата считает, что ее следует рассматривать как особый, отдельный вид надлежащих военнослужащему сумм.
Действующее законодательство предусматривает обязанность выплатить военнослужащему, который увольняется с службы, денежную компенсацию стоимости за неполученное вещевое имущество на день исключения из списков личного состава воинской части (п. 242 Положения о прохождении гражданами Украины военной службы в Вооруженных Силах Украины, утвержденного Указом Президента Украины от 10 декабря 2008 года № 1153/2008).
Следовательно, компенсация стоимости за неполученное вещевое имущество входит в состав причитающихся уволенному работнику сумм в понимании ст. 116 КЗоТ Украины, которая, в частности, указывает, что должны быть выплачены «все суммы, причитающиеся работнику».
В случае невыплаты указанной компенсации на день исключения лица из списков личного состава воинской части применяется предусмотренная ст. 117 КЗоТ Украины ответственность.
В случае выплаты части (не всех) причитающихся уволенному работнику сумм уменьшается соответственно размер ответственности, который должен быть пропорциональным размеру невыплаченных сумм (с учетом того, что все надлежащие при увольнении суммы составляют сто процентов), столько же процентов составляет размер среднего заработка.