29 марта, 2022 2:54

Без Украины и внешней политики: итоги первого тура выборов президента Польши

После подсчета голосов польский ЦИК определил, что первый тур президентских выборов выиграл действующий президент, кандидат от правящей партии «Право и справедливость» Анджей Дуда с результатом 43,5% голосов, на втором месте — представитель оппозиционной «Гражданской коалиции» Рафал Тшасковский с результатом 30,46%.

Как отмечает в своей статье издание Деловая столица, эти цифры и расклад были предсказуемы. Более удивила явка — самая высокая во всех польских выборах ХХI века — 64,51%.

Символизм выборов

В новейшей истории Польши явка выше была только на президентских выборах 1995 года (64,70% и 68,23% в двух турах) — тогда в борьбе сошлись кандидат посткоммунистов Александер Квасьневский и легендарный лидер «Солидарности» Лех Валенса. Как тогдашний, так и нынешний поединок поляки оценивают как борьбу символов. Для сторонников ПиС — это возможность далее строить суверенную демократию в Польше и винить в проблемах «папередников»; сторонники оппозиции хотят восстановления сильной позиции Польши в западном мире и, прежде всего, в ЕС.

«Это будет выбор между теми, кто хочет открытой Польши, кто ищет согласия, и теми, кто все время стремится к конфликту», — очертил линии конфликта сам Рафал Тшасковский в ходе своего избирательного вечера.

«Второй тур выборов — о том, будет ли Польша отброшена на годы назад», — заявил, в свою очередь, президент Анджей Дуда во время встречи с избирателями в 30-тысячном Ловиче. Ему скандировали: «Здесь — Польша» («Tu jest Polska!»), — речевку, часто повторяемую на демонстрациях польских националистов. К избирателям кандидата ультраправых, Кшиштофа Босака, получившего 6,78% голосов, обратились оба кандидата. Тшасковский убеждал, что его экономическая программа схожа с программой Босака; Дуда убеждал, что только он может быть гарантом традиционных ценностей, важных для ультраправых.

Загадка второго тура

Несмотря на более чем десятипроцентный разрыв, шансы у Дуды и Тшасковского равны — и именно второй, а не первый тур является загадкой кампании: часть опросов сулит победу кандидату власти, а другая часть — оппозиции, и все указывают на минимальный разрыв, в границах погрешности.

В отличие от Дуды, который уже максимально мобилизовал свой электорат, у Тшасковского больше шансов нарастить число своих избирателей. За него более склонны голосовать те, кто в первом туре поддержал других кандидатов, набравших в общем более 2%.

На то, что сам проголосует за Тшасковского, намекнул владелец третьего места, т.н. «беспартийный» кандидат Шимон Холовня (13,87%). За Тшасковского, скорее всего, проголосует и большинство «левых» и «крестьян». Ультранационалистическая «Конфедерация» ночью после выборов объявила, что не поддержит ни одного из кандидатов, однако это не значит, что ее избиратели останутся дома. Часть также пойдет голосовать за кандидата власти, часть — оппозиции. Вопрос — как разложатся пропорции: потому в избирательный вечер началась как раз очевидная борьба за ультраконсервативного избирателя.

Вторая группа, в которой и Дуда, и Тшасковский будут искать поддержки — это неопределившиеся: во втором туре таких — даже до 10 процентов. В эту группу входят как радикальные, так и умеренные избиратели, и отчасти те, кто поверхностно интересуется политикой.

Борьба за райцентры

Дуда неспроста начал и закончил свою кампанию в Ловиче — среднем, говоря языком украинский реалий, «районном» городе: как показывают результаты выборов, поддержка кандидатов власти и оппозиции не имеет выразительных региональных и даже профессиональных черт. Дуду поддерживает сельская местность, а Тшасковского — большие города (Дуда, к слову, проиграл Тшасковскому даже на своем родном участке в Кракове). Результат будет решаться в городах типа Ловича, и сюда, скорее всего, поедут кандидаты в ближайшие две недели.

С этой точки зрения задача у Дуды — более логична и выполнима. За свои пять лет правления он прославился как раз рекордным числом посещенных райцентров и маленьких поселений. У него также больше ядерного электората, чем у Тшасковского.

Избиратели кандидата оппозиции — более разнообразны, и ему нужно будет пытаться стать гораздо более изворотливым, чтобы получить новых консервативных избирателей и не отпугнуть при этом левых с либералами. Формула, придуманная для этого — «все вместе против Дуды и ПиС», однако неизвестно, насколько она сработает в случае, когда разница в поддержке может быть значительно меньше погрешности.

У Дуды также мощный админресурс, среди которого выделяется государственное телевидение, ставшее за последние месяцы одним большим рекламным роликом действующего президента-кандидата. А поскольку борьба будет идти за, прежде всего, радикальный электорат, то две ближайшие недели будут выглядеть довольно жестко.

Третье место

В отличие от вошедших во второй тур кандидатов, остальные лидеры гонки строили свою кампанию на том, что нужно «окончить войну между двумя частями Польши» (т.е. либералами Тшасковского и консерваторами Дуды). Более всего на этом лозунге заработал Шимон Холовня — телезвезда и публицист, умеренный католик, огласивший полгода назад «новое веяние» в польской политике с обещанием привести в нее гражданских активистов. Было время, когда его рейтинг превышал 20% и у него был реальный шанс войти во второй тур с Дудой — однако «Гражданская коалиция» в ходе затянувшейся из-за пандемии кампании поменяла своего кандидата, Малгожату Кидаву-Блоньскую на более популярного мэра столицы Тшасковского, и он отнял часть поддержки у других оппозиционных кандидатов.

Несмотря на это, Холовня сделал впечатляющую кампанию, собрал неплохой штаб и предложил оригинальную программу — с акцентом на «объединяющие» вещи (экология, образование). Холовня, скорее всего, объявит о продолжении своей политической деятельности — и создании гражданского движения.

Впервые без внешней политики

Еще одной особенностью этой кампании было то, что в ней лишь мельком появлялась Украина и украинцы, как и вопросы внешней политики вообще. До сих пор это было важной частью президентской кампании (ведь президентский центр в Польше имеет влияние на внешнюю и оборонную политику) — сам Дуда в 2015 году довольно остро упрекал партию Дональда Туска в том, что та недостаточно серьезно относится к украинской тематике.

В этот раз, за несколько дней до выборов, Дуда повторил старую претензию в контексте «папередников»: «Во время правления «Гражданской платформы» Россия напала на Украину», — сказал он, чем вызвал возмущение оппонентов: ведь никакой вины Туска в действиях Кремля не было.

По поводу Украины основные кандидаты высказывают консенсус — все, кроме националистов, видят ее важное место во внешней политике. Отличается тактика реализации: если представители ПиС желают поддерживать Украину через региональные союзы (например, Межморье) и делают акцент на исторических вопросах, то кандидаты от оппозиции призывают восстановить позицию Польши в ЕС и через него поддерживать Киев.

Накануне І тура выборов «ДС» поговорила с владельцем третьего места в президентских выборах — Шимоном Холовней, заявившим о том, что поедет с первым заграничным визитом в Киев (за ним Киев среди первых визитов назвал также Тшасковский). Холовня согласен с тем, что нужно не только восстановить польскую политику касательно Украины, проводившуюся до Дуды, — но также ее переформатировать, «поскольку весь мир сейчас меняется». Усилить также, по его мнению, следует Веймарский треугольник — платформу Польши, Германии и Франции.

В ожидании кульминации

Главные штабы пока не блеснули особыми ходами — по все видимости, главное оружие оставили на второй тур. Вполне возможно, что кандидаты — несмотря на огромную поляризацию своего ядерного электората — будут вести «примирительную кампанию», а грязная работа останется на совести представителей их штабов.

Но кульминацией кампании могут стать дебаты между двумя главными кандидатами. Оба политика хороши в дискуссии, хотя предшествующие первому туру дебаты на гостелевидении оставили желать лучшего: зависимая от правящей партии станция подготовила вопросы, исключительно атакующие Тшасковского. Тем временем оба кандидата постарались выглядеть в теледебатах невыразительными: возможно, чтобы не истратить пуль перед вторым туром.

На этот раз предложение провести дебаты не на зависящем от ПиС гостелевидении, только на платформе наиболее популярного коммерческого канала TVN и нескольких веб-порталов. Игра за дебаты между Дудой и Тшасковским будет столь же важной, как игра между Зеленским и Порошенко более года назад. Обоим кандидатам нужно будет не только удержать свой электорат в мобилизованном состоянии, но и зацепить довольно разношерстных неопределившихся.

Второй тур президентских выборов в Польше — 12 июля. И никто даже приблизительно не скажет, у кого из кандидатов выше шансы. Пока что они равны.

Информация – одна из граней войны! Подписывайтесь на аккаунт «Информационного сопротивления» в Twitter – ссылки на наши эксклюзивы, а также самые резонансные новости Украины и мира.

Проверьте

Добровольцы в России отказываются ехать на войну с Украиной

Не секрет, что Москва активно использует «добровольцев», чтобы решать свои военные проблемы. Например, их были …

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *