В сентябре далекого 2014 года я опубликовал небольшой аналитический материал под довольно понятным заголовком “Готов ли Азербайджан к кибервойне?”. В этом материале я рассматривал возможные варианты развития хода событий, на фоне провала российского проекта “новороссия” и сосредоточении Кремля на других направлениях.
Таковыми направлениями я для себя видел Беларусь и Азербайджан, причем второго в большей степени, нежели первого, поскольку энергетический и финансовый фактор превалировали над геополитической выгодой. А поскольку любая война, открытая либо гибридная сопровождается информационной компонентой, а предшествует ей масштабная медиа-подготовка, тема кибервойны для этой страны была, тогда как никогда актуальна.
Тогда, 6 лет назад, я рассматривал возможности оказания информационного влияния на закрытый (посредством блокировки от внешнего мира) сегмент через разные социальные сети и веб-порталы, и, конечно же, используя на тот момент самую популярную российскую социальную сеть ВКонтакте как основу. И в итоге я пришел к выводу о полной неготовности Азербайджана к подобного рода войне.
Но, прошло 6 лет, и мы можем видеть, как тот сценарий, который я рассматривал для Азербайджана, сейчас реализуется в Беларуси, по знакомой схеме информационной интервенции, но посредством совершенно новых площадок.
Вместо ВКонтакте и других социальных сетей, создававших громоздкую последовательность взаимосвязей при распространении информации, уверенно заняли Telegram-каналы, простые и доступные, с минималистическим дизайном и интерфейсом. Созданный Павлом Дуровым и Николаем Дуровым, Telegram очень быстро привлек внимание российских силовиков, которые к тому времени получили полный доступ к другому детищу братьев – ВКонтакте.
Показное блокирование силовиками данной платформы в 2018 году завершилось безрезультатно и в ситуации, когда невозможно покорить и подчинить, необходимо поставить себе же в служение.
Всего за несколько лет в Telegram появилось огромное количество каналов, отражающих все возможные проблематики и социально-общественные вопросы как внутри России, так и за ее пределами. Инсайды напрямую из властных кабинетов, некие инсайды силового характера, экономика, финансы и главное – оппозиция. Все бурлило в Telegram, но кто подогревал это бурление?
Так же, как и после 2012 года, когда Wikipedia выступила с демаршем против первого репрессивного законопроекта №89417-6 о цензуре в сети интернет, ограничив доступ к своим материалам 10 июля 2012 года, ровно на сутки, после чего ее не стали “ломать”, а попросту внедрили в ее “клуб редакторов”, аффилированных персонажей, ведущих согласованную коррекцию и наполнение материалами, соответствующими пропагандистским требованиям, Telegram заполнили и продолжают заполнять каналы с администрированием от той или иной силовой структуры РФ.
Схема распространения информации, а так же вывода на передний план каналов, была отточена за эти годы до идеала, и мы можем видеть, как благодаря задействованию ресурса информационного силового блока РФ, канал NEXTA стал миллионником в кротчайшие сроки.
Именно так мы можем видеть, что классические методы противодействия информационному влиянию извне, используемые структурами отстающих на данном поприще стран, такие как банальные блокировки – не действуют. В свою очередь, пример Беларуси показал, что и ее попутно могут заблокировать на счет раз-два, посредством массовых хакерских атак, которые проводились 9 и 10 августа практически по всем государственным ресурсам, но которые совершенно не мешали трансляции протестов.
Работа по старым методичкам и крайне замедленный процесс обновления структуры противодействия информационным угрозам, приводит к тому, что методы палеолита способствуют краху информационной защиты страны. В то время как российские структуры не гнушаются делиться своими секретами определенного рода доступа с общественностью, для привлечения внимания и концентрации вокруг себя десятков тысяч зевак, которые в нужный момент превращаются в локомотив информационной атаки, их оппоненты нивелируют сами же себя закрытостью и скованностью.
К тому моменту, когда в Беларуси вспыхнули протесты, Telegram встретил их самыми разнообразными “беларускими” патриотическими каналами, поддерживающими свободу, справедливость, демократию, но исключительно с пророссийскими нарративами. И, закрываясь от внешнего мира информационно, оказываясь при этом под ударом хакерских атак, власть Беларуси сама же себе выстрелила в ногу. Ведь слышно не тех, кто живет на улице Пинской, а тех, кто работает в режиме 24/7 на Хорошевском шоссе.
Не за горами выборы в Украине. И, вы удивитесь, но в Telegram уже имеется NEXTA разлива UA с сотнями тысяч подписчиков. Канал, который очень любит публиковать несвязанную украинофобскую тарабарщину Спивака с телеканала “Інший” и разного рода выдержки с ток-шоу каналов “Наш”, “ZiK” и прочих медведчуковских информационных клоак. И это говорит о том, что беларуский сценарий не просто могут, а будут в ближайшее время разыгрывать и у нас.
Военно-политический обозреватель Александр Коваленко
Информация – одна из граней войны! Подписывайтесь на аккаунт «Информационного сопротивления» в Twitter – ссылки на наши эксклюзивы, а также самые резонансные новости Украины и мира