Дефицит из-за России
Одной из главных причин повышения цен на автогаз называют нехватку ресурса. Как отмечают аналитики консалтинговой группы «А-95», в Украине минимальная потребность в топливе в месяц оценивается в 120 тыс. тонн. Но при этом в августе импорт планировался на уровне 90–100 тыс. тонн.
Возникновение дефицита сопряжено многими факторами, условно их можно разделить на внешние и внутренние.
Ответственность за внешние проблемы возлагают на главного производителя автогаза, то бишь, на РФ (импортирует около 30% топлива в Украину). Как ранее сообщал LB.ua, ключевые производители России испытывают нехватку из-за ремонтных работ на заводах, что уже привело к исчезновению свободных объемов на рынке всей Восточной Европы.
Усугубляет ситуацию, по мнению аналитиков, и сокращение количества поставщиков автогаза из России (Proton Energy, кооторую связывают с кумом российского президента Виктором Медведчуком, — единственная компания, получившая от «Роснефти» права на импорт газа в Украину). Все это в совокупности и привело к резкому увеличению цены на автомобильный газ в период пикового спроса на него.
«Россияне поставили на ремонт свои нефтеперерабатывающие заводы, а также дали собственные экспортные лицензии только «Роснефти», — написал на своей странице в Facebook Максим Нефьодов, первый заместитель главы МЭРТ (Министерство экономического развития и торговли).
Само же Министерство поспешило снять с себя ответственность за резкое подорожание топлива. Максим Нефьодов рапортовал: санкции против импортеров нефтепродуктов, которые рассматривалось в феврале, были отменены до вступления в силу. (причина: СБУ не удалось доказать противоправные действия импортеров).
Неразвитая инфраструктура
Внутренние факторы, вызвавшие рост цен на автогаз, представлены в более внушительном количестве. Один из них — нехватка инфраструктуры для создания запасов топлива.
Так, по данным Фискальной службы, за 8 месяцев текущего года объем импортируемого газа увеличился на 70 тыс. тонн по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, и превысил 600 тыс. тонн. Однако отсутствие хранилищ для ресурса не позволило рационально воспользоваться ростом поставок.
В то же время Украина столкнулась с проблемой альтернативного импорта автогаза из Европы. Так, ряд инфраструктурных ограничений «Укрзализныци» затрудняют поставки и создают длительные простои грузов.
«Причем дело не столько в оценке дефицитных объемов, сколько в невозможности эту нехватку закрыть: в Украине катастрофически не хватает вагонов, а те, что есть, «Укрзализныця» не в силах эффективно использовать», — отметил аналитик «А-95» Артем Куан.
Монополизация рынка автогаза
Но наибольшую публичную огласку получила другая внутренняя проблема –монополизация украинского рынка автогаза. Сейчас одним из активных ее обличителей является депутат Рады от БПП Сергей Лещенко.
Он связывает резкий рост цен на топливо с монополизацией рынка компанией Proton Energy, которую связывают с Медведчуком, и которая импортирует в Украину около 40% автогаза. В авторской ТВ-программе на 24 телеканале, в блоге на «Украинской правде» депутат неоднократно отмечал, что перераспределение рынка в интересах одного игрока произошло при содействии СБУ и Петра Порошенко. Процесс монополизации Лещенко представляет в двух «актах».
Первый акт, убежден нардеп, исполнила СБУ в конце2016 года, когда из-за требования наложить санкции на импортеров автогаза были временно остановлены поставки ресурса в страну. Второй акт, отмечает Лещенко, исполнила Россия, создав эксклюзивные условия для Proton Energy. Как уже отмечалось выше, только эта компания получила от «Роснефти» права на импорт газа в Украину.
«Могла ли СБУ работать без одобрения Порошенко? Мой ответ — нет. Более того, главный исполнитель Демчина (первый заместитель председателя СБУ) еще и получил от Порошенко звание ко Дню независимости», — написал на своей странице в Facebook Лещенко.
30 августа по его инициативе под зданием СБУ прошел митинг против давления на бизнес. Участники акции, среди которых были нардепы Светлана Залищук, Мустафа Найем и другие политики (Рух новых, Демальянс, Центр противодействия коррупции), требовали отставки Павла Демчина, первого замглавы СБУ, и Степана Кубива, министра экономического развития и торговли.
Мнение нардепа по поводу рыночного сговора разделяет и экс-топ-менеджер «Укргаздобычи» Алексей Тамразов. Роль монополиста он отводит кому-то из двух игроков рынка – Виктору Медведчику или Сергею Курченко (владелец группы компаний «Газ Украина»). Но, в отличие от Лещенко, пособником он считает не столько СБУ, сколько ФСТЭК (российская Федеральная служба по техническому и экспортному контролю), которая не выдает разрешения на экспорт автогаза из России никому, кроме «нужных компаний».
Реакция первых лиц
Вопрос монополизации и сговоре не остался незамеченным и первыми лицами государства.
29 августа премьер-министр Владимир Гройсман собрал за одним столом представителей профильных ведомств. Заявил, что резкое повышение цен на газ имеет все признаки сговора, назвал это «диверсией против Украины» и поручил в течение недели стабилизировать ситуацию на рынке.
«На 15 сентября должны получить другую ценовую картинку на рынке сжиженного газа. А к концу сентября участники рынка на сегодняшнем совещании пообещали вернуться к тому уровню цен, который был до кризиса», — написал на своей странице в Facebook премьер-министр.
Министерство экономики поручило проверить, не связано ли подорожание топлива с нарушением антимонопольного законодательства. Антимонопольный комитет Украины, в свою очередь, отправляет запросы поставщикам и в государственные органы и не исключает – «ситуация на рынке может быть связана с картельным сговором игроков».
Не остался в стороне от диспута и Президент Украины. Петр Порошенко назвал приятые в конце 2016 года ограничения поставок автогаза из России «решением, принятым в условиях гибридной войны». Да и в целом подорожание топлива в августе этого года, по мнению президента, не что иное, как часть гибридной войны, которую ведет Россия.
«Мы должны научиться жить в условиях гибридной войны. Мы должны наладить собственное производство сжиженного газа, и заблокированные объемы из Российской Федерации должны быть компенсированы украинским производством», — заявил он.
По мнению Президента, уже во второй половине сентября цены на автогаз пойдут вниз.