Конфликт Киева с «Нафтогазом»
В 2017 году власти Киева решили не продлевать договор аренды с ПАО «Киевэнерго», принадлежащей Ринату Ахметову, и с мая 2018 года передали пакет энергоактивов новому коммунальному предприятию «Киевтеплоэнерго».
Передача проходила в два этапа. В течение первого к «Киевтеплоэнерго» перешли все объекты, кроме трех наиболее крупных ТЭЦ-5, ТЭЦ-6 и мусоросжигательного завода «Энергия». Поскольку у коммунального предприятия тогда не было ни лицензии, ни тарифов на подачу горячей воды от Нацкомиссии по регулированию в сфере энергетики и коммунальных услуг, то эти объекты временно оставили в пользовании «Киевэнерго». Для чего Киевсовету пришлось продлевать договор управления.
1 августа Киевсовет в лице нового предприятия установил контроль над всеми мощностями, а вместе с ними, согласно закону «О теплоснабжении», унаследовал и задолженность «Киевэнерго» перед «Нафтогаз». Еще в период перевода активов «Нафтогаз» дал понять, что не станет заключать договор о поставках газа, если «Киевтеплоэнерго» не возьмет на себя газовый долг.
Но в Киевсовете, большинство в котором ориентируется на мэра Виталия Кличко, исключили такую вероятность и в июне обратилась в суд с требованием признать договоры о поставках газа с «Нафтогаз». Вскоре встречный иск подала и компания. Предметом споров в том числе была сумма долга. Сначала речь шла о 5 млрд гривнах, но в итоге «Нафтогаз» остановился на цифре 3,3 млрд гривен. Эта цифра складывается из долга государства по субвенциям (729 млн гривен) и долга потребителей «Киевэнерго» (2,6 млрд гривен).
У Порошенко обещают решить проблемы с водоснабжением в Донецкой области
Спустя месяц в переговорный процесс по просьбе Киевской горгосадминистрации вступил Кабмин. Последний согласился выделить Киеву целевую субвенцию в размере 729 млн гривен (собственно, это и есть сумма задолженности государства перед «Киевэнерго»). В итоге стороны пошли на компромисс – «Киевтеплоэнерго» согласился взять на себя долг предшественника, часть которого погасит за счет субвенции, основную же сумму компенсирует за счет взимания средств у клиентов-должников «Киевэнерго». Имеется в виду пени, штрафы, долги ЖЭКов, горожан и бюджетников.
«Нафтогаз» взамен не будет начислять пеню на долги «Киевтеплоэнерго» и подпишет контракт на поставку газа.
Теперь то, насколько быстро подключат горячее водоснабжение в Киеве, прямо зависит от того, насколько оперативно госденьги поступят на счет Нафтогаза. Заручившись поддержкой Кабмина, Виталий Кличко анонсировал решение проблемы до 15 сентября. Но по прошествии этой даты, дополнил – на подготовку документов требуется еще десять дней. Так что, если все пойдет по намеченному плану, горячую воду включат аккурат к отопительному сезону.
Такая аккуратность вызывает подозрения. Еще в мае в комментарии LB.ua бывший замминистра ЖКХ Руслан Крамаренко говорил, что подача горячей воды не в отопительный сезон для муниципалитетов убыточна: «Это проблема не только Киева, это издержки СССР, планового хозяйства. Тогда и был плановый убыток в межсезонье, только сейчас убытки других размеров. Поэтому власти и придумывают то аварии, то ремонты». По этой же причине многие украинские города попросту отказались от подачи горячей воды горожанам.
Андрей Герус, глава Ассоциации потребителей энергетики и коммунальных услуг, считает, что в конфликте между Киевом и «Нафтогазом» виноваты обе стороны. Андрей — в прошлом член Нацкомиссии по регулированию энергетики и комуслуг (НКРЭКП), а до этого — исполнительный директор инвесткомпании Concordе Capital.
«КГГА знали и раньше о существовании этого долга, поэтому можно было заранее решить проблемы. «Нафтогазу» же стоит помнить, что хуже он делает конечным потребителям, которые оплатили повышенные тарифы, но взамен не получили горячей воды- то есть это говорит о качестве предоставляемых им услуг. Думаю, был возможен вариант, когда по предоплате газ подается для горячей воды, а параллельно решается и вопрос долгов», — говорит Герус.
Дары и дыры госбюджета
По его мнению, избежать подобных проблем в будущем помогут такие изменения в энергетической системе, как лучший сбор средств, своевременное возмещение льгот и субсидий государством, уменьшение штрафов теплокоммунэнерго за несвоевременные платежи, а также более конструктивная позиция сторон процесса.