До декабря прошлого года, оформляясь на работу «по-белому», украинец должен был отдавать больше половины своего дохода в бюджет. Основная часть этих средств уходила на выплату пенсий, а остальное – распределялось по устаревшей сети школ и больниц, где большинство услуг до сих пор не выдерживают никакой критики, но при этом оплачиваются из кармана повторно. Прогноз при таком раскладе подскажет каждый: платящих налоги становилось все меньше, пенсионеров – все больше. И невозможно было представить такой сказочный скандинавский пакет медицинских и школьных услуг, который Украина смогла бы внезапно начать предоставлять уже завтра, чтобы соблазнить своих граждан добровольно отдавать за это 60% дохода. В этой системе, нарастание проблем с дефицитом пенсионного фонда было не столько вопросом времени, сколько вопросом темпов нарастания этих проблем.
Кто голосовал за пенсионную реформу
Это понимание разделяли почти все, как и необходимость решать проблему сразу с нескольких сторон. Было очевидно, что менять придется многое: вводить накопительное пенсионное страхование, повышать эффективность гос.услуг, улучшать предпринимательский климат, стимулировать экономический рост и, за счет этого, расширять налоговую базу. Но сдвинуться с места было нереально без ключевого шага: принципиального снижения налоговой нагрузки на личный доход.
В налоговой реформе, предложенной Минфином в декабре, была масса нюансов, но один главный сюжет: министерство предлагало снизить в два раза — с 40.6% до 20% — размер единого социального взноса (ЕСВ) с заработной платы. И хотя в конечном итоге, в процесс прохождения через парламент, снижение ставки ЕСВ оказалось более скромным, до 22%, это все равно резко снизило налоговую нагрузку на всех работающих граждан в нашей стране.
О потенциальном эффекте этого снижения сегодня активно говорят уже со всех сторон: многие предприятия заявили, что собираются повысить зарплату сотрудникам благодаря высвобождению средств от снижения налоговой нагрузки. Но есть и обратная сторона медали: такое большое снижение ЕСВ за раз приводит к резкой потере поступлений в Пенсионный фонд Украины, который финансируется за счет ЕСВ. И значит, финансировать этот дефицит придется из госбюджета, ведь помочь Пенсионному фонду в этой ситуации – безусловно, ответственность центрального правительства.
Проблема — в том, что цена этого решения составляет 63 млрд. Это — столько же, сколько весь бюджет сферы здравоохранения в 2016 году (60 млрд). Выделить ресурс на медицину, образование, национальную безопасность и оборону – тоже конституционная обязанность центрального правительства.
Какие бы чистки, проверки, пересмотры отдельных статей не проводил бы Минфин для рационализации расходов, масштаб средств, необходимых для “латания” дефицита в Пенсионном фонде остается огромной проблемой для всего государства. Тем более, что этот дефицит Пенсионного фонда – это не рядовая проблема, не грустное обстоятельство циклического спада, и даже не сложный долговой кризис. Это — скрытая катастрофа, которая уже долгое время назревала под куполом общественной инфантильности, и в любом случае однажды дала бы о себе знать “во всей своей красе”. Предложение решиться, наконец, на ремонт налоговой системы уже в 2016 году означало, что средства нужно было изыскать, ощутимо, а не косметически, сокращая другие расходы.
И хотя сложный выбор этих шагов — ответственность центрального правительства и парламента, роль местной власти и каждой громады в нужной для всех задаче снижения налогов также очень существенна. В чем именно она состоит?
Согласно действующим в Украине законам и лучшим международным принципам, местное самоуправление имеет свои, местные доходы (налог на недвижимость, местные акцизы, туристический сбор) и собственные местные расходы (ЖКХ, благоустройство улиц, пожарная охрана и т.д.). Все «делегированные» центром масштабные функции – медицина, образование, социальные услуги — местная власть должна осуществлять за счет передаваемых центром средств (эти средства передаются либо в виде закрепленных налогов, либо в виде субвенций). Поскольку в самом центральном бюджете средств в нынешнем году стало значительно меньше из-за необходимости поддерживать Пенсионный фонд, первая и главная партнерская задача для всех уровней власти — начать общими усилиями рационализацию расходов в «делегированных» секторах.
Сегодня медицина, образование и соц. обеспечение — это черные дыры, качество работы которых стремительно ухудшалось даже в годы резкого увеличения их бюджетов. Принципиальные изменения в этих отраслях требуют не постатейного пересмотра расходов, они требуют революции в том, как организована их система и правила игры. Поэтому ради нужного всем снижения налоговой нагрузки на зарплаты в 2016 году, местная и центральная власть совместно пересмотрели подход к осуществлению «делегированных» полномочий. Уже с нынешнего года в Украине начнутся первые реальные шаги для повышения эффективности распределения средств: оптимизация сети малокомплектных школ с одновременной закупкой школьных автобусов, переход на выделение средств в медицине за достигнутый результат, а не за количество койко-мест в действующих учреждениях.
Бюджетная децентрализация увеличила доходы регионов на 40%, — нардеп
Безусловно, денег “мало всем, везде и всегда”. Но когда перед центральным правительством стоит амбициозная задача выполнять все свои обязательства, и при этом вдвое снизить ключевой, бюджетообразующий для пенсионной системы налог страны, сделать это оно может только при активной поддержке своих граждан — и украинских громад. Ведь если совет небольшого городка не может “помочь” Пенсионному фонду, он может реально поддержать местную амбулаторию или повысить эффективность расходования средств на местную школу.