Переговоры представителей МВФ и Украины
Сегодня, к большому сожалению, возникло существенное количество вопросов по дальнейшему сотрудничеству Украины с Международным валютным фондом (МВФ). Надо заметить, что это не только не вызывает оптимизма у западных партнеров, но и не радует местное население и бизнес. Катализаторами волны пессимизма послужили две основные категории проблемных явлений – (1) фундаментальные экономические проблемы и (2) поведенческие человеческие проблемы. Не секрет, что «цирк» с налоговой реформой и торможением принятия сбалансированного государственного бюджета на 2016 год показали истинную плачевность ситуации в Украине. Потенциальное расхождение реального дефицита бюджета с ожиданиями МВФ (примечание автора – по собственным прогнозам, фискальный дефицит бюджета достигнет 6,0-6,5% в 2016 году) и существенные проблемы инфляции (примечание автора – индекс потребительских цен за период январь-ноябрь 2015 года по сравнению с аналогичным периодом 2014 года достиг уровня 49,2%) создают крайне нестабильный фундамент для украинской экономики в 2016 году. Одновременно, тотальная «пробуксовка» ключевых структурных реформ, высокий уровень коррупции и судебный произвол продолжают не только отпугивать внешних партнеров, инвесторов и кредиторов, но и уверенно «забивают кол» в грудь украинской экономики и монетарной стабильности.
МВФ требует от Украины принять госбюджет-2016 и налоговую реформу
Исходя из вышесказанного, можно сделать очень четкий вывод – сегодня, как никогда, Украина нуждается в стабильной консультационной поддержке и реальной финансовой помощи западных МФО (Международные финансовые организации / институты). Конечно, ситуацию усложняет знаменитый принцип – «спасение утопающих, дело рук самих утопающих». Местное население, бизнес и политическое руководство страны должны понять раз и навсегда, что такие организации как МВФ или Мировой Банк никогда не будут внедрять программы структурных реформ собственноручно. Получив консультации и четкие «маяки» программы помощи от МФО, суверенные заемщики должны сами внедрять «болезненные» меры и реформы для получения финансовой помощи (примечание автора – именно которая, как правило, держит суверенное государство-заемщика на плаву).
Внедрять комплексные реформы надо прозрачно и системно, начиная с фундаментальных проблем. Например, «инфляционное таргетирование» не может внедряться как ключевой инструмент монетарной политики центрального банка при неконтролируемой инфляции, отсутствии альтернативных инструментов хеджирования рисков и чрезмерной долларизации финансовой системы (примечание автора – в среднем в Украине уровни долларизации депозитов и кредитов в банковской системе достигают 50%). Об этом – очень громко говорят исторические примеры Чили, Перу и Израиля. Параллельно, нужно понимать, что вливания капитала или кредитного ресурса МФО в экономику с фундаментальными перекосами в экономике, правовом поле и социально-политической среде – ожидаемого долгосрочного результата не дадут, если не проведут такие реформы – как пенсионную, налоговую и судебную. Тем не менее, именно финансовый ресурс таких партнеров как МВФ способен предотвратить суверенное банкротство и подстегнуть проблемную систему к изменениям.
Бальцерович: «Это четвертая попытка реформ в Украине. Пятой не будет»
Политики-популисты очень любят громко кричать – что такие организации как МВФ пользы не несут, и что программы «расширенного финансирования» это большое зло. Большего заблуждения и ехидства не может быть. Зло – это некомпетентное, и очень часто преступное, «осваивание» кредитов МВФ при полном пренебрежении реформами. В тесном сотрудничестве с МВФ нет ничего плохого – есть много непопулярного, это да. В моменты острых кризисов ликвидности, в моменты обесценивания активов, когда координация платежей становится практически невозможной и доверие к принятым платежным инструментам исчезает, именно финансовый ресурс МВФ спасает суверенное государство от банкротства. Многие политические личности не хотят говорить о том, что в кризисный период – альтернативных каналов финансирования нет, а основная масса привлеченного капитала «испаряется» (как долгового, так и инвестиционного). Без финансового ресурса таких организаций как МВФ, что-то реально сделать становится невозможным. При этом, рассказы о том, что суверенное банкротство и «тотальный дефолт» могут дать стране новую финансово-экономическую платформу для развития и роста (как некая магическая кнопка «рестарт» на компьютере) остаются всего лишь рассказами. Большинство историков, экономистов и экспертов сегодня придерживаются мнения, что именно кредитный ресурс был одним из ключевых катализаторов мирового экономического роста и технологического развития за последние несколько столетий. Все очень просто – без кредитного ресурса и соответственного «плеча», практически невозможно генерировать новые бизнес циклы в достаточном количестве для создания устойчивого фундамента новых «капитальных активов», которые способствуют появлению прибыли, добавленной стоимости и экономическому росту. При суверенном банкротстве и «тотальном дефолте» развитие суверенной экономики сойдет на нет – так как закроется доступ к внешним рынкам капитала на очень длительный период, модернизация и диверсификация экспортного потенциала станет невозможной, и участие в мировой торговле товарами и услугами будет окончательно подорвано.
Глава МФВ Кристин Лагард на пресс-конференции в Лиме в рамках собрания МВФ и Всемирного банка
Программа МВФ также способна стимулировать суверенного заемщика к имплементации комплексного пакета структурных реформ. Без реформ невозможно обеспечить устойчивое развитие суверенной экономики. В последние два года, в Украине происходит жуткая «пробуксовка» ключевых реформ, но все равно – некоторые важные процессы были успешно запущены и всю ситуацию словом «зрада» охарактеризовать невозможно и некорректно. Нужно выделить тот факт, что действительно настроения под логотипом «зрада» сегодня доминируют, как результат следующих системных проблем (фундаментального экономического характера и поведенческого-человеческого характера):
(1) Провал попытки побороть инфляцию и долларизацию, продолжение девальвации; (2) Полный беспредел в судебно-правовом поле, и системная коррупция; (3) Существенное «механического давления» фискальных дефицитов таких структур как НАК «Нафтогаз» и Фонд гарантирования вкладов, которые прожигают свободный финансовый ресурс и стимулируют скрытую эмиссию национальной валюты; (4) «Цирк» с налоговой реформой и государственным бюджетом; (5) Отсутствие диверсификации и модернизации экспортной номенклатуры; (6) Отсутствие инструментов долгосрочного инвестирования и хеджирования рисков.
На сегодняшний день, программа «расширенного финансирования» МВФ учитывает почти все эти проблемы, и даже предоставляет более-менее эффективную систему их оцифровки. Эксперты МВФ нам указывают как на исторический опыт, так и на конкретные «проколы» наших реформаторов. Нам предоставляют не только жизненно-важный финансовый ресурс, но и конкретный план действий для выхода из глубокой дыры, за которую пора всем взять ответственность. Да, популизм нужно прекратить, и сознательный подрыв реформ и экономического развития государства нужно наказывать, но нужно начать брать на себя реальную ответственность. Рисовать красивые презентации, рассказывать о «небывалых успехах» в иностранных турне, осваивать ресурсы международных организаций, и при этом говорить, что «МВФ зажимает страну в тиски» очень легко. А вот прекратить воровать, отказаться от идеи «возглавить коррупцию и нарубить», и начать работать над реальным внедрением системных реформ оказывается очень сложно.
Нужно, с печалью, констатировать, что времени у нас уже практически нет, что многие наши стратегические партнеры нам уже не хотятдоверять, и что хороших профессионалов и технократов, верящих в реформы, в правительстве почти уже нет. Потеря поддержки МВФ сегодня будет стоить Украине десяток лет суверенного развития. Пора одуматься.