Кадровая чехарда в правительстве Зеленского не демонстрирует никакой стратегии
Преданная президенту Владимиру Зеленскому Юлия Свириденко стала последним из четырех министров, назначенных парламентом 4 ноября. Свириденко, бывший заместитель главы Офиса президента, стала 51-м министром, назначенным с тех пор, как Зеленский взял парламент под свой полный контроль после победы его партии «Слуга народа» на парламентских выборах 2019 года.
Глава таможенной службы Павел Рябикин был назначен министром стратегических отраслей промышленности, депутат от партии Зеленского Ирина Верещук стала министром по вопросам реинтеграции оккупированных территорий, а бывший вице-премьер Алексей Резников теперь будет исполнять обязанности министра обороны. Как информируют Экономические новости, об этом пишет The Kyiv Post.
Это была лишь последняя из многочисленных перестановок в правительстве Зеленского.
Немногие министры продержались на своем посту более года, а рекордсмены — экс-министр финансов Игорь Уманский и экс-министр здравоохранения Илья Емец, которые были уволены менее чем через месяц.
Ведя войну против России и борясь с продолжающейся пандемией COVID-19, Украина всего за два года сменила трех министров обороны и четырех руководителей здравоохранения.
Процесс найма и увольнения высших должностных лиц при Зеленском носит хаотичный и абсолютно невразумительный характер, говорят эксперты.
Этот беспорядок привел к задержке важнейших реформ в ключевых государственных секторах, таких как оборона и медицинские закупки. Более того, некоторые министры оставили за собой сомнительный след, и Национальное антикоррупционное бюро начало расследование по фактам коррупции и злоупотребления служебным положением.
«У них нет стратегии, никто не знает, почему людей нанимают или увольняют, каковы KPI (ключевые показатели эффективности), каковы были первоначальные цели их назначения», — сказал Анатолий Октисюк, политический эксперт аналитического центра Democracy House.
«Во властных коридорах при Зеленском наблюдается огромная текучка кадров, в результате чего квалифицированные кадры не хотят идти в правительство — репутационный ущерб для них огромный», — сказал Октисюк.
Однако эти постоянные перестановки могут продолжаться до тех пор, пока президент и его фракция «Слуга народа», состоящая из 242 человек, видит политические дивиденды в увольнении правительственных чиновников. В Администрации президента продолжают думать, что новые люди будут работать лучше, говорит Октисюк. «Но это не так».
Перестановки
Последние изменения в правительстве обсуждались с конца лета.
По данным украинских СМИ, замены не были произведены раньше из-за отсутствия кандидатов.
Пять министров, которые в итоге были смещены 3 ноября, — это министр по вопросам стратегических отраслей промышленности Украины Олег Уруский, министр обороны Андрей Таран, министр экологии Роман Абрамовский и министр экономики Алексей Любченко.
Резников, глава Министерства реинтеграции, подал в отставку, чтобы занять новую должность в Кабинете министров.
По словам депутата Никиты Потураева, представляющего партию Зеленского, основными причинами отставки стали либо неэффективность, либо коррупция, либо и то, и другое.
«Таран — неэффективен, Уруский — неэффективен, Любченко — коррупция, Абрамовский — неспособность бороться с коррупцией», — сказал Потураев.
Несколько СМИ сообщили, что 3 ноября Национальное антикоррупционное бюро и Служба безопасности Украины провели обыск в доме Любченко в рамках расследования дела о коррупции. Обыски также проводились в Государственной налоговой службе.
Пресс-секретарь Любченко Анастасия Политыко заявила, что информация об обысках в его доме не соответствует действительности.
Процесс отбора людей на постоянно открывающиеся вакансии остается скрытым от глаз общественности.
Несмотря на то, что Зеленский имеет право назначать только министров обороны и иностранных дел, президента обвиняют в причастности к большинству назначений.
Более того, несколько назначенцев не потрудились представить свою программу перед парламентом, спокойно досидев до своего увольнения, как Таран. Отсутствие назначений на основе заслуг и постоянные изменения в министерствах тормозят ключевые реформы.
Развороты
Оборонный сектор, вероятно, стал самой большой жертвой невнятной кадровой селекции Зеленского.
После многообещающего начала, отсутствие стратегического видения неоднократно отбрасывали военные усилия страны назад.
Первый министр обороны Зеленского Андрей Загороднюк, назначенный в конце августа 2019 года, казался идеальной кандидатурой. Загороднюк не был связан с постсоветским военным истеблишментом, помогая армии и выступая за реформы.
Но всего через шесть месяцев Загороднюк был внезапно уволен без объяснения причин. Украинские СМИ утверждали, что Зеленский был недоволен работой министра.
В какой-то момент Зеленский решил сделать разворот и покончить с экспериментом с гражданским министром обороны — несмотря на то, что гражданская власть над вооруженными силами всегда была важной частью обещаний Украины соответствовать стандартам НАТО.
«Было, в конце концов, и другое мнение — что военные должны быть главными в военное время», — сказал Загороднюк в интервью в мае. «Эта концепция очень отличается от концепции НАТО… но это было решение Зеленского».
В результате Президент решил назначить Тарана, отставного военного генерала, вернув ситуацию к тому состоянию, в котором она была до правления Зеленского. Таран также не представил свое видение парламенту и был известен тем, что отказывался общаться с прессой.
Он ушел со своего поста так же тихо, и в том же порядке, в котором был назначен, без каких-либо реальных результатов.
Неоднократно депутаты Верховной Рады и военные наблюдатели обвиняли министра в несвоевременном выполнении годового плана оборонных закупок, что он яростно отрицал.
В отношении министерства Тарана также проводилось расследование на предмет коррупции.
29 октября Государственное бюро расследований Украины предъявило бывшему заместителю Тарана Игорю Халимону обвинение в растрате, которая якобы обошлась государству в 700 млн. гривен (26,6 млн. долларов) из-за теневых сделок по закупке продовольствия.
После многочисленных призывов в парламенте отправить Тарана в отставку, министр в конце концов подал в отставку 2 ноября.
По словам Данила Гетманцева, депутата от партии Зеленского, парламент ожидал от Тарана «лучших управленческих навыков».
«Все дело в организации процесса», — сказал Гетманцев 2 ноября. «Что не было сделано с должным усердием».
Случайные люди
Аналогичным образом 2 ноября уволился министр стратегических отраслей промышленности Уруский, не сказав ни слова перед парламентом.
Само создание его министерства в июле 2020 года при Зеленском подверглось резкой критике как нечто ненужное, порождающее бюрократию.
Самого Уруского наблюдатели неоднократно обвиняли в крайне централизованном управлении государственным оборонным сектором, а также в крайней медлительности, которая фактически затормозила реформу отрасли.
Каждый раз, когда парламент назначает новую партию министров, общественность остается в недоумении, почему именно эти новые чиновники были выбраны в правительство.
Давид Арахамия, глава фракции «Слуга народа», резко высказался по поводу происходящих перестановок в кабинете министров, заявив, что трудно найти кандидатов на вакантные должности. «Большинство хороших людей, которые нам нужны, отказываются входить в правительство», — сказал Арахамия еще в сентябре.
Он также добавил, что как только имя очередного министра, который будет уволен, объявляется в СМИ, подчиненное ему министерство перестает выполнять приказы.
В результате люди с сомнительной репутацией занимают высшие государственные должности.
В марте 2020 года парламент поддержал назначение Емца министром здравоохранения. Это было второе пребывание Емца на посту министра здравоохранения, первый раз он работал при свергнутом прокремлевском президенте Викторе Януковиче.
Инна Иваненко, управляющий директор неправительственной организации здравоохранения «Пациенты Украины», сказала, что Украина потеряла драгоценное время, поскольку министерство при Емце в течение нескольких недель блокировало закупку необходимых медицинских товаров.
Его также обвинили в том, что он пытался провести своего инсайдера в специальную государственную закупочную компанию. Вскоре Емец был отстранен от должности.
Максим Степанов, назначенный вместо Емца, также был обвинен в срыве закупок медикаментов и уволен в мае 2021 года.
Уманский, который проработал на посту министра финансов менее месяца, был уволен после того, как его обвинили в противодействии сотрудничеству с Международным валютным фондом, основным финансовым спонсором Украины. Исполняющая обязанности министра энергетики Ольга Буславец была уволена после обвинений в лоббировании интересов олигарха Рината Ахметова. И она, и представители Ахметова отрицают это.
Проблеск надежды
Зеленский снова вернулся к выбору гражданского чиновника для руководства обороной Украины. И Потураев, и Октисюк высоко оценили назначение Резникова.
В своей речи об утверждении новый министр обороны поклялся, что наконец-то достигнет «синергии» между министерством и военным командованием. Он также пообещал превратить Вооруженные силы в «лучшего работодателя страны».
В качестве своего первого шага на этом посту чиновник пообещал пересмотреть процедуры оформления военной документации. Беспрецедентная бюрократия в этой сфере породила горькие шутки об «украинской бумажной армии».
Для Глеба Каневского, главы киевской антикоррупционной организации StateWatch, новое назначение — повод для очень осторожного оптимизма.
«У нас есть причины для надежды», — сказал Каневский. «Но стоит подождать и посмотреть, что будет дальше».