Как пресечь давление Москвы на энергетический сектор Украины
В то время как мир борется с растущими энергетическими проблемами — от изменения климата до роста цен на нефть и природный газ и политически мотивированных рисков поставок — эти проблемы особенно остро стоят перед Украиной. Украинские чиновники недавно предупреждали о назревающей энергетической войне с Россией, а государственный секретарь США Энтони Блинкен выступил против «попытки Москвы использовать энергию в качестве оружия» после встречи со своим украинским коллегой в Вашингтоне 10 ноября. Однако при согласованной помощи со стороны США и Европейского Союза Украина может получить выгоду и внести свой вклад в обеспечение энергетической безопасности на всем европейском континенте.
Энергетический сектор Украины сталкивается с рядом серьезных проблем и уязвимостей. Прежде всего, это роль России, которая традиционно обеспечивает Украине подавляющее большинство импорта энергоносителей. Однако Россия представляет собой значительную геополитическую угрозу для Украины, причем не только в энергетическом секторе, но и во всем политическом, экономическом спектре и в сфере безопасности. Россия часто использует энергетику в качестве геополитического инструмента против Украины — как в качестве карательной меры в виде отключения природного газа, как это было в 2006 и 2009 годах при прозападном украинском правительстве Виктора Ющенко, так и в качестве вознаграждения за политическую лояльность, как, например, при снижении цен на природный газ для пророссийской администрации Виктора Януковича в 2010 году. Как информируют Экономические новости, об этом пишет The Foreign Policy.
Российская угроза для Украины стала еще более явной с 2014 года, когда революция на Евромайдане сместила Януковича и развернула Киев в сторону Запада. В качестве мести за это Россия аннексировала Крым и развязала вооруженный конфликт на востоке Украины. В додачу Москва взяла курс на методичный подрыв энергетического сектора Украины. Хотя Украина традиционно служила ключевым и надежным транзитным маршрутом для экспорта российского природного газа в Европу, Москва попыталась подорвать эту роль, построив международные газопроводы в обход Украины и лишив Киев значительных доходов от транзита, в частности, газопровод «Северный поток-2» в Германию и газопровод TurkStream в Турцию. В 2020 году, по данным Оператора газотранспортной системы Украины, объемы российского транзита через Украину составили 55,8 млрд куб. м по сравнению с 89,6 млрд куб. м в 2019 году. В период 2021-2024 годов ожидается дальнейшее снижение транзита российского газа через Украину до 40 млрд кубометров в год.
Такой геополитический контекст сделал энергетический сектор Украины крайне уязвимым. В ответ на это Киев попытался увеличить собственное внутреннее производство энергии и диверсифицировать источники импорта природного газа в сторону от России и стран ЕС. Но оба варианта сталкиваются с серьезными трудностями. Внутри страны энергетический сектор Украины по-прежнему страдает от коррупции и неэффективности, что также препятствует более широким надеждам Киева на вступление в ЕС.
И хотя Украина увеличила импорт в виде виртуального реверсного потока природного газа из Польши, Венгрии и Словакии, в конечном счете, этот импорт природного газа по-прежнему осуществляется из России и поэтому не является устойчивым с точки зрения долгосрочной диверсификации. Это особенно актуально в условиях, когда ЕС реализует масштабные инициативы по декарбонизации через Европейский «зеленый курс», что создаст еще более высокие регулятивные требования, если Киев намерен интегрироваться в энергетический сектор ЕС.
Все эти проблемы взаимосвязаны, как и их решения.
Одной из самых больших проблем Украины является коррупция и неэффективность в энергетическом секторе страны. Бюрократические препоны и юридическая волокита подрывают эффективность энергетической отрасли страны, о чем свидетельствует отмена 20 процентов инвестиций в энергетический сектор Украины Северной экологической финансовой корпорацией за последние три года.
С такой коррупцией и неэффективностью необходимо бороться в политической сфере, в том числе с помощью антикоррупционного законодательства и инициатив по обеспечению прозрачности при сотрудничестве с общественными организациями. Но с коррупцией можно бороться и с помощью инноваций, где важную роль может сыграть сектор возобновляемых источников энергии. Украина может увеличить производство энергии из таких источников, как ветер и солнце, а новые технологии, такие как «зеленый водород», могут преобразовать раздутый сектор ископаемого топлива в более экологичную и эффективную модель. Адаптация обширной системы хранения и транзита энергии в Украине к зеленым источникам энергии, таким как водород, будет иметь особое значение для обеспечения более надежных и экономически эффективных возможностей производства электроэнергии.
Озеленение собственной энергосистемы Украины позволит лучше интегрироваться в ЕС и его амбициозные проекты по декарбонизации. Вместо того чтобы концентрироваться на далеком возможном членстве в ЕС, Киеву следует сосредоточиться на функциональной и тактической интеграции с ЕС в энергетическом секторе, что также является необходимым условием для достижения членства. Это означает как создание инфраструктуры, так и синхронизацию регулирования. Украина уже добилась определенного прогресса в обеих этих областях, но предстоит сделать еще очень многое. Будь то расширение пропускной способности газопроводов с соседними странами ЕС, такими как Польша, Венгрия и Словакия, или подключение своих электрических сетей к сетям ЕС, Украина должна стремиться как можно больше физически соединить себя с ЕС. ЕС может помочь, увязав экономическую поддержку Украины с декарбонизацией и гармонизацией регулирования, как он пытался сделать это в вопросах коррупции.
Украина также должна диверсифицировать свои энергоносители, ориентируясь не только на запад в направлении ЕС как противовеса России, но и на другие ключевые регионы центральной Евразии. Импорта обратного потока из стран ЕС, таких как Польша, Венгрия и Словакия, недостаточно для удовлетворения энергетических потребностей Украины. Хотя эта инфраструктура должна быть укреплена, Украина также должна обратиться к другим источникам и транзитным партнерам для повышения своей энергетической безопасности.
Одним из особенно важных игроков в этом отношении является Турция, которая сама по себе является крупной и влиятельной страной, которая не только может предложить Киеву геополитическую поддержку, но и использовать свое стратегическое трансконтинентальное положение, чтобы служить для Украины связующим звеном с энергетическими ресурсами Кавказа и Центральной Азии. Турция может осуществлять транзитные поставки нефти и природного газа из Азербайджана в Украину по существующим трубопроводным сетям, таким как Трансбалканский трубопровод, а потенциальное строительство газопровода из Туркменистана в Азербайджан через Каспийское море может обеспечить еще больше природного газа в Украину через Кавказ и Турцию.
Сжиженный природный газ (СПГ) также может сыграть очень важную роль для Украины. Хотя строительство собственного терминала СПГ маловероятно, учитывая геополитическую напряженность в отношениях с Россией в Черном море, терминалы по импорту СПГ в Турции, Греции, Польше и Хорватии могли бы помочь Украине диверсифицировать поставщиков и дать ей доступ к поставщикам энергоресурсов за пределами ее непосредственного соседства, включая США. Диверсификация партнеров также даст Украине возможность искать варианты выхода из ситуации, когда она находится между Россией и Западом.
Для Украины важно работать со своими партнерами для достижения этих целей, поскольку в интересах ЕС и США поддерживать энергетическую диверсификацию Украины в качестве оплота против России. Это, в свою очередь, поставит Киев в более выгодное положение после того, как в конце 2024 года истечет срок действия нынешнего транзитного контракта между российским «Газпромом» и украинским «Нафтогазом».
Конечно, Москва, которая хочет видеть уступчивую и зависимую Украину, будет противодействовать всем этим усилиям. При диверсификации такие страны, как Турция, будут стараться не вести себя слишком вызывающе по отношению к России, учитывая их собственную зависимость от импорта российских энергоносителей. Однако Анкара доказала свою готовность бросить вызов Москве неожиданными способами, как это было в Нагорном Карабахе и недавней продаже Украине беспилотников TB2, поэтому Киев не может исключать более активного сотрудничества с Турцией в энергетическом секторе. И даже возможность диверсификации поставок даст Киеву больше рычагов влияния как на Москву, так и на Брюссель.
В конечном счете, Украина будет в лучшем положении для решения своих будущих проблем, если будет придерживаться этой многосторонней стратегии, поскольку Киев проделает всю тяжелую работу по энергетической трансформации и интеграции и создаст рычаги влияния на других игроков в этом процессе. Такой путь позволит и Украине, и Западу достичь большей энергетической безопасности и, в свою очередь, усилить геополитические позиции.