Коррупция прошлого омрачает нефтегазовую отрасль Украины
Когда президент Украины Владимир Зеленский — комедийный актер, который пришел в политику в 2019 году, сыграв роль украинского президента в популярном ситкоме политической сатиры «Слуга народа» — встретится с президентом США Джо Байденом в Белом доме 31 августа, шутки могут быть скудными и весьма неоднозначными. У обоих лидеров будет много причин для недовольства.
У Байдена будет главная претензия, которая лежит в основе всех усилий США по оказанию помощи Украине: эпическая коррупция в стране, которая после падения коммунизма скатилась от статуса героя до статуса проблемной страны. Лидеры всего мира вскидывают руки в разочаровании, когда обсуждают масштабы и глубину коррупции в Украине, богатой ресурсами стране, которая должна была бы привлекать огромные иностранные инвестиции, но вместо этого отталкивает их. Об этом пишет журналист Ллевеллин Кинг для американского финансово-экономического журнала Forbes, информируют Экономические новости.
Однако это не делает Украину неуместной или малозначимой для Соединенных Штатов и Европы, поскольку она является соседом агрессивной России. Ее местоположение и размеры имеют решающее значение, и она находится на передовой линии постоянного давления со стороны России, которая оккупировала Крым в 2014 году и поддерживает своих боевиков, воюющих в Донбассе, восточном промышленном центре Украины. Россия также использует газ в качестве оружия против Украины и далее в Восточной Европе через трубопроводную систему Украины.
Россия контролирует поставки газа, который проходит через газотранспортную систему (ГТС) Украины. Транзит газа является жизненно важной частью украинской экономики, и это может серьезно сказаться на ней. Ежегодные доходы от транзита газа сократятся примерно на 2 миллиарда долларов с вводом в эксплуатацию газопровода «Северный поток-2», по которому газ будет поставляться напрямую из России в Германию. Этот трубопровод, проходящий 764 мили по дну Балтийского моря, был одобрен Байденом, после многолетнего противодействия США, в совместном заявлении с уходящим канцлером Германии Ангелой Меркель, опубликованном 15 июля, что усугубило обеспокоенность Украины по поводу надежности США.
Еще одним пунктом разочарования Украиной в США является ее отчаянное желание стать полноправным членом Североатлантического альянса. Это не поддерживается Соединенными Штатами и, несомненно, будет поднято на встрече Байден-Зеленский.
Коррупция угрожает всему
Коррупция в Украине угрожает всему. Внутренние инвестиции в страну, которая должна быть полна возможностей для глобальных компаний, сократились до нуля. Украина богата природными ресурсами (включая железную руду, уголь, марганец, газ, нефть, графит, уран, хром, никель и редкие земли), и иностранные компании должны стремиться попасть в эту страну. Вместо этого они держатся в стороне, опасаясь огромных инвестиционных потерь в стране со скомпрометированной судебной системой и системной коррупцией, заразившей все отрасли промышленности, особенно энергетику.
Будучи президентом США, Байден совершенно ясно выразил свое отношение к коррупции, заявив: «Коррупция — это рак: рак, который разъедает веру граждан в демократию, ослабляет инстинкт инноваций и творчества и без того скудные национальные бюджеты, вытесняя важные национальные инвестиции. Она разрушает потенциал целых поколений. Это отпугивает инвестиции и не создает рабочие места». Так нынешний президент США и государственный секретарь Энтони Блинкен высказались по поводу коррупции в Украине. Блинкен даже опубликовал «дорожную карту» из пяти пунктов о том, как с ней бороться.
Коллега, работавший в Украине, сказал мне: «В Украине не столько система коррумпирована, сколько коррупция — это и есть система».
Вероятно, во время скорого визита Зеленского в Белый дом список обвинений в адрес США начнется с волевого решения администрации Байдена по газопроводу «Северный поток — 2». Более ранний газопровод, «Северный поток 1», начал работу в 2011 году.
Главным человеком Байдена в вопросе «Северного потока — 2» и политических последствий этого проекта является бывший советник Амос Хохштейн, который был назначен специальным посланником и координатором Госдепартамента по международным энергетическим вопросам, и чьи знания об Украине и вопросах трубопровода являются глубокими и личными. Он входил в наблюдательный совет «Нафтогаза», государственной нефтегазовой компании, которая управляла ГТС. Он уволился из этой компании в 2020 году из-за политической поддержки в высших эшелонах власти Киева мошеннических действий в компании.
Большая часть коррупции была связана со сделками между «Нафтогазом» и частными компаниями, включая платежи из государственных средств за мошеннические покупки.
Менеджеры подписали сделку
По имеющимся данным, менеджеры «Нафтогаза» были вовлечены в грязную сделку. В ноябре прошлого года государственная компания «Укртрансгаз», которая занимается транспортировкой и хранением газа и является дочерним предприятием «Нафтогаза», подписала договор, согласно которому 305 миллионов кубометров государственного газа стоимостью около 80 миллионов долларов были переданы фиктивной компании совершенно бесплатно. До начала этого года, как мне сообщил осведомленный источник, на долю «Укртрансгаза» приходилось 50 процентов всего транзита российского газа в Европу.
По имеющимся данным, газ отбирался у частной компании по сложной схеме. Сначала был подан иск о старом долге «Укртрансгаза» перед частной компанией «Укрэнергосбыт». В конце 1999 года «Укрэнергосбыт» передал «Укртрансгазу» более 418 миллионов кубометров газа для поставки потребителям. Но газ они так и не получили. И в течение 20 лет «Укртрансгаз» отказывался признавать и погашать этот долг.
Тогда в 2019 году группа заинтересованных лиц задумала захватить корпоративные права на «Укрэнергосбыт», которому принадлежал этот долг. Номинальные владельцы несколько раз менялись, чтобы максимально затруднить прежним владельцам возврат актива. Новые владельцы передали права на долг другим компаниям, с которыми руководство «Нафтогаза» очень быстро согласилось заключить мировое соглашение и отдало им газ.
Настоящим владельцам «Укрэнергосбыта» понадобилось почти два года, чтобы доказать в суде факт мошеннического захвата акций их компании. Но к тому времени, когда Верховный суд Украины вынес решение в пользу «Укрэнергозбута», газ уже был передан другим компаниям и быстро продан на рынке.
По имеющейся информации, топ-менеджеры «Нафтогаза» способствовали заключению мирового соглашения с аферистами. Решение о передаче газа от «Нафтогаза» «Укртрансгазу» подписал Андрей Коболев, тогдашний председатель правления «Нафтогаза», отмечается в сообщении.
Коболев возглавил «Нафтогаз» в 2014 году, после Революции Достоинства, известной так же как Евромайдан. Сторонники Украины на Западе возлагали большие надежды на то, что Коболев и его команда — профессиональные менеджеры, которые готовы бросить вызов российскому гиганту «Газпром».
В настоящее время украинские правоохранительные органы расследуют несколько уголовных дел, связанных с этой кражей газа. Сергей Перелома, первый заместитель главы «Нафтогаза», подписал мировое соглашение от имени государственной компании. Он работал с Коболевым с 2014 года и был под следствием Национального антикоррупционного бюро Украины по двум громким коррупционным делам.
Новый глава «Нафтогаза» Юрий Витренко пользуется международной поддержкой.
Тень олигарха нависает над сделками
Над всем этим нависает фигура украинского олигарха Игоря Коломойского, который временами оказывался бенефициаром незаконных практик. В ноябре 2020 года, согласно имеющимся данным, поправки в государственный бюджет узаконили одну из крупнейших афер на газовом рынке в интересах Коломойского: трансферты миллиардов украинских гривен между государственным бюджетом, «Нафтогазом» и «Укрнафтой», 42 процента которой принадлежит компаниям Коломойского. В этом и предыдущих годах «Укрнафта» продавала газ компаниям из холдинга олигарха по ценам значительно ниже рыночных.
Источники утверждают, что коррупция позволила погасить более 32 миллиардов гривен (1,2 миллиарда долларов) накопленного «Укрнафтой» долга за счет государственного бюджета и налогоплательщиков. Нафтогаз» также должен заплатить «Укрнафте» за более чем 2 миллиарда кубометров газа, добытого в 2006 году по текущим ценам, которые в 30 раз превышают первоначальную цену — опять же за счет государственного бюджета и налогоплательщиков.
Кроме того, по словам источников, «Нафтогаз» уже заплатил «Укрнафте» 7 миллиардов гривен (262,7 миллиона долларов) за будущую добычу газа. По сути, это беспроцентный кредит «Нафтогаза» олигарху. Вполне вероятно, говорят источники, что этот платеж будет «потерян» в процессе запланированного разделения «Укрнафты» на нефтяные и газовые компании.
Когда Хохштейн вышел из состава консультативного совета «Нафтогаза», он объяснил причину своего ухода в колонке для газеты Kyiv Post: «Компания была вынуждена тратить бесконечное количество времени на борьбу с политическим давлением и попытками олигархов обогатиться за счет различных сомнительных сделок». Сам он выступал против «Северного потока — 2», но он знает, что настоящей проблемой в помощи украинцам, помимо России, является закоренелая коррупция.