Сможет ли Украина стать основным поставщиком голубого и зеленого водорода в ЕС?
Последние события указывают на важную роль, которую Украина может сыграть в долгосрочной перспективе: стать основным поставщиком для ЕС экологически чистой энергии — в частности, водорода.
Решение правительства США этим летом одобрить строительство газопровода «Северный поток 2» вызвало предсказуемый фурор в международных СМИ. Однако последние события могут стать завуалированным благословением для энергетической безопасности Украины и Европы. Как информируют Экономические новости, об этом пишет Euractiv.
Вместе с США Германия обязалась создать Зеленый фонд для Украины с целью привлечения не менее 1 миллиарда долларов инвестиций в украинский энергетический сектор. Это едва ли компенсирует потерю ежегодных доходов в размере $2 млрд от транзита российского газа. Но это указывает на более важную роль, которую Украина может играть в долгосрочной перспективе: роль крупного поставщика экологически чистой энергии — в частности, водорода.
Как голубой, так и зеленый водород являются ключевой компонентой будущего энергобаланса Европы. Водород является единственным реалистичным технологическим решением для трудноизлечимых секторов энергоемких отраслей промышленности — хотя «зеленый» водород требует мощностей возобновляемой энергии, которых пока недостаточно.
Между тем, голубой водород, который использует природный газ и может сократить выбросы на 85% по сравнению с обычным потреблением природного газа, имеет все шансы стать мостом для покрытия энергетических потребностей Европы в ближайшие десятилетия.
Правительство Германии прогнозирует потребность в водороде в объеме 90-110 тераватт-часов (ТВтч) к 2030 году и 1 800-2 500 ТВтч ежегодно к 2050 году. Для сравнения, все производство электроэнергии в Германии в 2019 году составило 511 ТВт-ч, из которых менее половины было обеспечено возобновляемыми источниками энергии.
Удовлетворить краткосрочные и среднесрочные потребности в энергии без импорта из других стран будет невозможно. Даже по более осторожным оценкам годовая потребность Германии в импорте водорода составит 340 ТВтч.
Неудивительно, что немецкие заинтересованные стороны признали потенциал Украины не только в качестве компенсации за сделку по «Северному потоку-2». Украина была единственной европейской страной, которая упоминается в водородной стратегии Германии от января 2020 года и играет важную роль в инициативе правительства Германии H2 Global.
Предложение Украины
Привлекательность Украины заключается как в существующей, так и в потенциальной газовой инфраструктуре. Она имеет самые большие возможности для роста добычи природного газа в Европе, обеспечивая необходимые запасы природного газа и расширяемую сеть трубопроводов мощностью не менее 90 миллиардов кубометров. Украина занимает второе место в Европе и Евразии после России по объему хранилищ в 31 млрд. куб. м, которые могут быть частично переоборудованы для УХУ при относительно умеренных затратах.
Несмотря на усилия Украины по расширению добычи газа, в течение последних 25 лет она оставалась на уровне 20 млрд. куб. м в год. Вскоре ситуация может измениться, поскольку «Нафтогаз» недавно приобрел 30-летние эксклюзивные права на 30 000 кв. км газовых запасов в северной части Черного моря.
Морской ветровой потенциал Украины также является одним из самых высоких в Черноморском регионе — он составляет одну пятую часть морских мощностей Европы, а также обеспечивает потенциальные мощности солнечной энергии и биомассы. В прошлом году мощности солнечной и ветровой энергетики выросли до 7 311 МВт и 1 402 МВт соответственно. В результате страна участвует в переговорах по производству не только голубого, но и зеленого водорода.
Будучи членом Энергетического сообщества (ЭС), в рамках которого Украина обязуется внедрить все стандарты ЕС, «Нафтогаз» был разукрупнен после выполнения Третьего энергетического пакета ЕС.
В этом году Киев также активизировал усилия по «деолигархизации», искоренению коррупции и улучшению делового климата в газовом секторе. Еще одна предпосылка для совместных проектов по производству водорода и других видов «зеленой» энергии будет реализована в 2023 году, когда электросеть Украины будет соединена и интегрирована с сетью ЕС.
При наличии обходных российских трубопроводов Nord Stream 1-2 и TurkStream среднесрочное планирование «Газпрома» предусматривает, что газотранспортная система Украины (ГТС) будет нужна только для резервных мощностей, таких как ремонтные работы и сезонные колебания поставок газа, не превышающие 10-20 млрд куб. м в год, что делает ее обслуживание нерентабельным.
Экспорт водорода в Европу, основанный на возобновляемых источниках энергии, открывает перед Украиной перспективу использования ее ГТС и газовых хранилищ для повышения энергетической безопасности как собственной, так и европейской, а также экологизации энергобаланса. Они обеспечат Киеву постоянный источник дохода за счет платы за транзит, производство и хранение газа.
Общее видение и перспективы
Hydrogen Europe предусмотрела создание в Украине мощностей по электролизу водорода в объеме не менее 9,8 ГВт в краткосрочной перспективе. В июле этого года Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) и Оператор газотранспортной системы Украины (ГТСУ) официально оформили свое сотрудничество в области низкоуглеродного водорода и развития цепочек поставок водорода.
В прошлом месяце немецкий энергетический гигант RWE объявил о подписании меморандума о взаимопонимании с «Нафтогазом» о производстве и хранении водорода и его экспорте в Германию наряду с полной цепочкой создания стоимости зеленого водорода и производных продуктов, таких как аммиак.
Украина также играет ключевую роль в европейском партнерстве «H2EU-Store», к которому в этом месяце присоединилась словацкая ТСО EUSTREAM. Оно предусматривает производство зеленого водорода в Украине и его транспортировку по трубопроводной сети EUSTREAM в Австрию и Германию.
Последние инвестиционные соглашения европейских правительств и бизнеса свидетельствуют о том, что вместо того, чтобы рухнуть перед лицом NS2 и TurkStream, украинская газовая промышленность может еще вырасти и стать важной опорой все более «зеленой» энергетической политики.
Вслед за «Зеленым курсом» ЕС в декабре 2019 года Украина опубликовала свой собственный «Зеленый курс» в январе 2020 года, а в феврале этого года разработала национальную водородную стратегию. Но чтобы стать эффективным производителем голубого и зеленого водорода для европейского рынка, существующая инфраструктура Украины потребует дальнейших инвестиций, эффективного регулирования и дальнейшего улучшения условий ПИИ для частных и государственных инвесторов.