Никто не поспорит, что будущее юридической профессии зависит от того, каким будет юридическое образование. В сообществе активно обсуждают проект Концепции развития юридического образования, отдельные положения которого являются темой жарких дискуссий. 3 февраля 2021 года состоялись дебаты «Концепция развития юридического образования: за и против», организатором которых выступила Ассоциация юристов Украины. Позицию Pro представлял доктор юридических наук, профессор Андрей Бойко, а его оппонентом стал кандидат юридических наук, заслуженный юрист Украины Владимир Сущенко, который высказывался с позиции Contra. Модератором дискуссии стал Максим Шевердин, кандидат юридических наук, координатор Комиссии Ассоциации юристов Украины по усовершенствованию юридического образования.
В рамках дебатов обсуждались вопросы:
внедрения «сквозной» магистерской программы подготовки юристов;, отказа от заочной формы подготовки юристов; подготовки юристов в учебных заведениях со специфическими условиями обучения; формата единого государственного квалификационного экзамена; гармонизации перечня отраслей знаний и специальностей в части соотношения отраслей знаний «право» и «международные отношения» и специальностей «право» и «международное право».
Андрей Бойко отметил, что страны, практикующие сквозную магистратуру, являются примером того, как можно помимо профессиональной подготовки обеспечить также международное сотрудничество для расширения коммуникаций и обмена соответствующим опытом. В свою очередь, спикер считает, что современному студенту необходимо формировать компетентность для активной социализации, обретать навык быть активным в профессии и, безусловно, иметь должную профессиональную подготовку.
Пожалуй, самыми дискуссионными и горячими темами стали темы, которые уже давно волнуют все академическое сообщество, а именно — вопросы об отмене заочной формы образования для юристов и внедрения единого квалификационного экзамена.
Как отметил Максим Шевердин, по состоянию на 1 января 2021 года 93402 человека получают юридическое образование, из них около 38 тыс (36%) обучаются на заочной форме, которая на 97% состоит из студентов на контрактной форме обучения. Отмена заочной формы юридического образования стала причиной многих дискуссий. Андрей Бойко подчеркнул:
«В процессе создания Концепции юридического образования мы были противниками реализации той формы «заочки», которая есть сейчас, она себя исчерпала. Большинство студентов попросту не смогли подтвердить необходимый объем знаний и компетентностей, что говорит о низком качестве обеспечения учебного процесса. Сейчас начинают работать так называемые смешанные формы обучения, однако любая из таких форм должна обеспечивать надлежащее качество подготовки юриста. Для этого нужно изменить подходы к «заочке», но на данном этапе все говорит о том, что она не может обеспечить полноценного обучения».
Г-н Бойко утверждает, что в Европе необходимое условие такого образования – как минимум 50% контактного времени с преподавателями, в некоторых случаях участие преподавателя обязательно, так как он должен растолковать и проверить качество усвоения студентом материала.
Спикер уверен, что ограничение формы образования само по себе не ограничивает доступа к образованию.
«Необходимо, чтобы разрыв между очной и заочной формами не был ощутимым. Вузы ответственны перед студентами, их родителями и государством за качество предоставляемых образовательных услуг, качество образовательных программ — на совести вузов», — отметил г-н Бойко.
В свою очередь, Владимир Сущенко придерживается мнения, что «заочка» имеет право на жизнь, кроме того, необходимо развивать дистанционную форму обучения для доступа к образования людей с ограниченными возможностями.
«Если человек хочет учиться, форма не имеет значения. Другое дело, что такое образование задумывалось для людей, которые уже работают в сфере, близкой к их специальности. Абсолютной альтернативы «заочке» я не вижу. Я считаю, что отмена заочной формы образования — это ограничение права человека на образование».
Максим Шевердин напомнил, что 2021-й — это первый год, когда будет проводиться единый государственный квалификационный экзамен. Андрей Бойко считает, что сдача такого экзамена заставит в рамках общих дисциплин сформировать необходимые параметры качества знаний, единые для всей специальности. Это не вмешательство в университетскую автономию.
«Контроль «на выходе» есть во многих европейских странах. Безусловно, процедура должна осуществляться с механизмами контроля, чтобы полностью убрать даже малейшие намеки на коррупцию», — уверен он.
Владимир Сущенко же считает, что единый государственный квалификационный экзамен — это попытка «сравнять всех», и он не является должным показателем качества знаний.
«Это просто механизм, который позволит готовить одинаковых специалистов», — считает он.
В завершение встречи Максим Шевердин сказал, что такой формат дискуссии, как дебаты, позволяет поставить прямые и четкие вопросы и получить такие же ответы, что очень ценно. «Всем небезразлично будущее юридической профессии, это факт, конструктивный диалог — путь к усовершенствованию, и будущее у профессии юриста однозначно есть», — подытожил он.