«Защитная речь в уголовном процессе» — такой была тема лекции Дениса Пономаренко, партнера АО Barristers. Он подчеркнул, что впечатление об адвокате складывается с момента появления его в судебном заседании и это впечатление будет обязательно отображаться на результатах разрешения дела. Поэтому адвокат должен, во-первых, хорошо выглядеть — быть в деловом костюме и галстуке. Во-вторых, адвокат должен хорошо знать материалы уголовного производства, чтобы на высоком уровне передать суть дела, выступить в суде и обосновать свою правовую позицию.
Лектор считает, что наряду с позитивным внешним впечатлением важным является то, что адвокат будет говорить и как он будет себя вести на всех стадиях процесса. Более того, кроме рассмотрения дела по сути, адвокату приходится выступать во время досудебного расследования, к тому же иногда эти выступления по своей значимости ничем не уступают речи адвоката в прениях по результату рассмотрения дела по сути.
Также следует учитывать аудиторию, перед которой будет произноситься речь. Одно дело — большой зал и резонансное дело и совсем другое — выступление перед судьей, прокурором и клиентом. Он считает необходимым корректировать речь адвоката в зависимости от целевой аудитории — иногда речь адвоката направлена не судье, а публике и представителям средств массовой информации, присутствующим на процессе.
При подготовке речи Денис Пономаренко советует помнить о цели адвоката, которая, по его мнению, состоит не в оправдании клиента, а в его защите. Бывают случаи, когда клиент признает вину и тогда задача адвоката — смягчить наказание, которое может избрать суд по результатам рассмотрения дела. Так же целью адвоката является поставить под сомнение законность способа получения и достоверность доказательств, собранных стороной обвинения. В этой связи спикер привел примеры из своей адвокатской практики, которые иллюстрируют тезисы его выступления.
Лектор указал, что не существует единственно правильного ответа на вопрос о том, какая по содержанию и длительности должна быть речь адвоката в суде, — все зависит от обстоятельств дела, количества участников в деле и, соответственно, количества адвокатов, а также количества доводов, которые адвокат должен донести суду. Но бесспорным является то, что многочасовые речи, которые когда-то произносились адвокатом в суде присяжных, неприемлемы, поскольку после 20-й минуты интерес к речи адвоката может быть утрачен.
Лектор так же считает, что адвокат не должен загромождать свою речь цитированием норм права — в случае необходимости лучше сказать о норме своими словами. Широкое цитирование нормативной базы позволительно только в случаях, когда речь идет об определении, является ли действие подзащитного преступлением или нет.
Денис Пономаренко подчеркнул, что судебные прения могут быть тактикой защиты, и дал рекомендации по применению такой тактики на практике. Он настаивает, что речь адвоката должна быть предварительно написана, в ней должны быть логически обоснованы все доказательства и обстоятельства, исследованные в судебном рассмотрении. В таком случае судья в совещательной комнате сможет с ними ознакомиться и даже включить в приговор. Но читать их в судебных прениях не стоит, можно лишь цитировать показания свидетелей, без которых невозможно обойтись. При этом желательно, приводя свои аргументы, ссылаться на номер тома и страницу дела, что продемонстрирует вашу подготовку и знание материалов производства.