В последнее время активизировалось информационное сопровождение со стороны судов и правоохранительных органов случаев задержания, проведения следственных действий даже вынесения обвинительных приговоров в отношении адвокатов. Безусловно, статус адвоката не уберегает лицо от преступления черты закона. Однако профессиональное сообщество напоминает, что независимо от состава преступления и обстоятельств дела каждый практикующий адвокат подпадает под гарантии профессиональной деятельности, а нарушение его прав влечет как несостоятельность доказательств в деле, так и ответственность за вмешательство в профессиональную деятельность защитника или представителя.
Хотя такие гарантии предоставило государство, их соблюдение сегодня напрямую зависит от готовности самих адвокатов защищать себя и свои права, а также состоятельности адвокатуры выступать единым фронтом.
Так, адвокат Евгений Солодко, партнер Sayenko Kharenko рекомендует коллегам иметь заключенный договор с коллегой как защитником и держать его номер на быстром вызове. А если вопрос переходит в публичную плоскость — не стеснять освещать и деятельность правоохранителей публично
«Органы правопорядка совершенно четко осознают, что адвокаты значительно превосходят их по уровню профессиональной подготовки. Поэтому всякая шумиха по поводу «привлечения адвоката к уголовной ответственности» имеет целью исключительно дискредитацию, как конкретного адвоката, так и института адвокатуры в целом. Как правило, дела против адвокатов заканчиваются ничем. По статистике к уголовной ответственности привлекаются чаще всего адвокаты, которые в недавнем прошлом работали в этих самых правоохранительных органах и привыкли к требованиям закона относиться несколько снисходительно. Нормальные профессионалы себе такого не позволяют» — отмечает Евгений Солодко, рекомендуя законодателю ограничить специалистам после выхода на пенсию или увольнения из органов доступ к адвокатуре не менее чем на пять лет, чтобы они пожили простой жизнью, а лишь затем получили право на допуск в адвокатскую профессию.
«Следует отдавать себе отчет, что в государстве, которое взяло курс на деспотию, институт защиты прав человека, которым и является адвокатура, мешает своей независимостью. Адвокатуру пытались взять в «ежовые рукавицы» путем изменения законодательства об адвокатуре, потом-таки изменили, ограничив процессуальные возможности стороны защиты. Следующий удар, который адвокатура достойно выдерживает, — это массовые обыски и НСРД. Справляемся. Вот теперь попытка публичной дискредитации с помощью политических технологий.
Давайте мыслить здраво: в обществе много разных профессий. К примеру, как только у судьи или прокурора поставлен вопрос об уголовной ответственности, он вспоминает о своем приостановленном свидетельстве адвоката и попадает в печальную статистку. Ведь адвоката привлечь к уголовной ответственности за его деятельность невозможно, хотя НАБУ в последнем громком деле пытается адвокатскую профессию как таковую отнести к преступной…» — комментирует эксперт.
Подробнее советы адвокатам на случай вмешательства в адвокатскую деятельность читайте в материале «Гарантированный максимум» в свежем выпуске «Юридической практики».