29 июля 2020 года начал свою работу ежегодный Международный уголовно-правовой форум. Представители юридического бизнеса и правового сообщества собрались, чтобы обсудить последние тенденции в уголовном праве.
Началом форума стала дискуссия, посвященная ожиданиям и результатам от антикоррупционной реформы. Модератором первом сессии мероприятия стал Игорь Федоренко, партнер АО AVER LEX.
Максим Костецкий, эксперт Комитета по вопросам антикоррупционной политики Верховной Рады Украины, адвокат, сфокусировался на последних законодательных изменениях, их негативных и положительных моментах. Также г-н Костецкий отметил, что на парламент возложены очень важные функции, одна из которых — контрольная. Таким образом, парламент должен не только реализовывать полномочия как законодательного органа, но и должным образом следить за тем, как все предписания исполняются.
Константин Рыбачковский, партнер ЮК «Алексеев, Боярчуков и Партнеры» уверен, что основное событие в уголовно-правовом пространстве — вступление в силу изменений более чем 330 статей в уголовном законодательстве и изменений, связанных с введением института уголовных проступков. По мнению спикера, эти изменения обширны и интересные. Однако ввиду того, что текст обновленных документов все еще отсутствует на официальном сайте Верховной Рады Украины, с изменениями стоит ознакомляться, обращаясь к официальным печатным СМИ, где они уже опубликованы.
Евгений Крук, заместитель главы Высшего антикоррупционного Суда (ВАКС) констатирует, что суд работает уже практически год. Страна ожидала появление ВАКС, и возложила на него большие ожидания. «Наша цель — благополучие государства, а борьба с коррупцией — это один из вызовов, стоящих перед нами», — уверен спикер. Как отмечает Евгений Крук, коронавирус повлиял на работу суда, однако он не прекратил свою работу. Кроме этого, происходила видео-конференция заседаний. Обращаясь к статистике, Евгений Крук констатирует, что за время работы суда было вынесено 14 приговоров, 172 производства все еще находятся на стадии рассмотрения.
Инна Билоус, судья-спикер ВАКС, говорит, что на данном этапе ВАКС берет на себя проактивную роль — стратегия высветления деятельности Суда происходит с двух ракурсов: как общего, касающегося вопросов применения уголовно-процессуальных процедур, так и со специального, когда речь идет о каком-нибудь конкретном деле.
«При этом, ВАКС сталкивается со случаями дезинформации — сознательными и несознательными. Суд пытается в кратчайшие сроки подавать информацию и быть первоисточником. Наш Суд — это часть судебной системы, и наша основная цель — осуществление правосудия» — уверяет судья-спикер.
Максим Грищук, и.о. руководителя Специализированной антикоррупционной прокуратуры (САП) отметил, что завершился конкурс на прокуроров CАП, и назначение новых лиц должно помочь в преодолении многих вызовов. В свою очередь, докладчик уверен, что создание ВАКС значительно увеличило эффективность работы САП и других антикоррупционных органов.
Денис Ненов, координатор практики уголовного права ЮФ «Ильяшев и Партнеры» посвятил свой доклад институту обличителя. Так, как утверждает Денис Ненов, сам по себе статус обличителя не нов и продиктован международным опытом. Особое внимание спикер обратил на вопрос ответственности за нарушения прав обличителя. Такая ответственность возможна в административном и уголовном порядке. При этом, как отмечает спикер, размер административной ответственности за разглашение ведомостей об обличителе несколько несоразмерен с масштабами самого неправомерного действия.
Александр Серегин, бывший член Националоьного агенства по вопросам предотвращения коррупции, уверен, что ожидание от результатов антикоррупционной реформы — это прежде всего благополучие страны. На это благополучие сейчас работают 5 органов, которые составляют основу антикоррупционной машины, однако это всего лишь инструменты для достижения цели. При этом этап предотвращения и непосредственно борьбы должен быть основным и системоизменяющим.
Игорь Федоренко в завершение сессии подчеркнул, что антикоррупционная реформа все еще продолжается. На ее благо работает несколько органов — парламент принимает новые нормы или реформирует старые, антикоррупционная прокуратура исполняет возложенные на нее функции, а на страже правосудия стоит ВАКС. В ближайшем будущем можно будет ожидать практическое воплощение института обличителя, а значит впереди новые цели и новые вызовы.