Кассационный административный суд в составе Верховного Суда рассмотрел образцовое дело о перерасчете пенсии бывшим работникам прокуратуры. Об этом сообщает пресс-служба ВС.
Суть спора:
Территориальное управление Пенсионного фонда Украины отказало бывшему работнику прокуратуры в осуществлении перерасчета пенсии, ссылаясь на отсутствие нормативно-правовых актов о повышении заработной платы работникам органов прокуратуры.
Истец, который состоит на учете в территориальном органе Пенсионного фонда Украины и является пенсионером по выслуге лет, просил признать отказ департамента ПФУ противоправным, обязать произвести перерасчет и выплату пенсии за выслугу лет в соответствии со ст. 50-1 Закона Украины «О прокуратуре» (в редакции, действовавшей на момент назначения пенсии), в размере 90 процентов от суммы месячной заработной платы, указанной в справке областной прокуратуры, без ограничения ее максимального размера.
Спор возник, поскольку постоянные изменения пенсионного законодательства привели к тому, что бывшие работники прокуратуры фактически потеряли право на перерасчет пенсии. В частности, к этому привело делегирование Кабинету Министров Украины полномочия по установлению условий и порядка перерасчета назначенных пенсий работникам прокуратуры. Правительство в течение 2015-2019 годов не определило условий и порядка перерасчета пенсий работникам прокуратуры.
Вывод КАС ВС (решение от 14 сентября 2020 по делу № 560/2120/20)
С 13 декабря 2019 лица, которым пенсии назначены в соответствии с Законом Украины от 5 ноября 1991 года № 1789-ХII «О прокуратуре» или Закона от 14 октября 2014 № 1697-VII «О прокуратуре», имеют право на перерасчет пенсии в связи с повышением заработной платы прокурорским работникам (в частности, на основании постановления Кабинета Министров Украины от 30 августа 2017 № 657).
Верховный Суд указал: Решением от 13 декабря 2019 года № 7-р (II) / 2019 Конституционный Суд Украины признал неконституционным положения части двадцатой ст. 86 Закона Украины от 14 октября 2014 № 1697-VII «О прокуратуре» с изменениями, которымb предусмотрено, что условия и порядок перерасчета назначенных пенсий работникам прокуратуры определяются Кабинетом Министров Украины. Положение утратило силу со дня принятия Конституционным Судом Украины этого Решения.
Следовательно, именно этим Решением Конституционного Суда Украины обеспечено право истца на перерасчет пенсии.
Поэтому Суд считает незаконным подход ответчика к решению поднятого в заявлении истца вопроса.
Верховный Суд отмечает, что в этой ситуации истец имеет право на перерасчет его пенсии. Утверждение пенсионного органа о том факте, что для реализации пенсионерами права на перерасчет пенсии, определенного ст. 86 Закона «О прокуратуре» (в редакции, действующей с 13 декабря 2019), обязательным условием является принятие правительством нового постановления о повышении заработной платы прокурорским работникам, является ошибочным ввиду того, что на момент принятия Конституционным Судом Украины указанного решение уже существовала существенная разница в оплате труда действующих работников прокуратуры и размере заработных плат, из которых рассчитаны пенсии прокурорских пенсионеров. И такое неравенство должно устраняться Пенсионным фондом Украины путем безоговорочного (относительно даты принятия решения об увеличении заработка действующих работников прокуратуры) удовлетворения заявлений пенсионеров о перерасчете пенсии, поданных после 13 декабря 2019 года.
Кроме того, Суд обратил внимание, что постановление Кабинета Министров Украины от 30 августа 2017 № 657 действует, а потому нет оснований для его неприменения. Такое решение правительства является решением о повышении заработной платы прокурорским работникам.
Решая вопрос о дате, с которой пенсионный орган обязан осуществить перерасчет пенсии истца, Суд отметил, что часть двадцатая ст. 86 Закона Украины № 1697-VII, как уже отмечено выше, вступила в силу с 13 декабря 2019 года, следовательно, эффективным способом восстановления нарушенных прав истца обязательства ответчика произвести перерасчет пенсии истца с этой даты.
Верховный Суд также разъяснил, что вопрос о процентного размера заработной платы для перерасчета пенсии и об ограничении пенсии максимальным размером являются производными и должны решаться после решения вопроса о наличии соответствующего права на перерасчет.
Поскольку судебной защите подлежат нарушенные права или интересы лица, а не те, что возможно / вероятно будут нарушены в будущем, в удовлетворении этих исковых требований как преждевременных Суд отказал.