Кассационный уголовный суд в составе Верховного Суда постановил: лицо, которое не получило полномочий члена избирательной комиссии, не является субъектом преступления, что заключается в фальсификации избирательных документов.
Суть спора
Кассационный уголовный суд в составе Верховного Суда оставил без удовлетворения кассационную жалобу прокурора, который просил отменить судебные решения по восьми оправданным лицам и отправить уголовное производство на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Орган досудебного расследования обвинял этих лиц в том, что они, осуществляя полномочия членов участковой избирательной комиссии, подписали протокол о подсчете голосов избирателей на избирательном участке до его заполнения, а не на заседании избирательной комиссии (часть четвертая ст. 158 УК Украины).
Местный суд признал восемь человек невиновными в предъявленном обвинении и оправдал в связи с отсутствием в их действиях состава преступления. Апелляционный суд согласился с приговором суда первой инстанции.
Решение ВС (постановление от 28 мая по делу № 699/213/16-к)
КУС ВС признал необоснованными доводы прокурора о безосновательном оправдании лиц с учетом следующего.
Согласно диспозиции части четвертой ст. 158 УК Украины предусмотрена уголовная ответственность, в частности, за подписание протокола об итогах голосования или результатах выборов или референдума до его заполнения, или составление или подписание такого протокола не на заседании избирательной комиссии или комиссии по референдуму, на котором осуществляется подсчет голосов избирателей или установления итогов голосования или результатов выборов или референдума, совершенное членом избирательной комиссии или комиссии по референдуму.
Специальным субъектом указанного преступления является член избирательной комиссии. Из статей 20, 28 Закона Украины «О местных выборах» следует, что член избирательной комиссии приобретает полномочия с момента подписания текста присяги, которую он составил. Поэтому только после этого лицо можно считать членом избирательной комиссии и специальным субъектом указанного преступления.
Суд первой инстанции установил, что обвиняемые не принимали присяги члена избирательной комиссии, то есть они не получили соответствующего статуса специального субъекта преступления, предусмотренного частью четвертой ст. 158 УК Украины, а стороной обвинения не было представлено доказательств обратного. Местный суд пришел к обоснованному выводу об отсутствии в действиях обвиняемых состава инкриминируемого преступления.
Кроме того, суд апелляционной инстанции, просматривая приговор по апелляционной жалобе прокурора, проверил указанные в ней доводы, проанализировал их, дал на них исчерпывающий ответ, указав в постановлении достаточные основания, по которым признал их необоснованными.