Петр Порошенко: Путин должен знать, что нападение на Украину закончится для России поражением в войне
За время своего пребывания на посту президента Украины Петру Порошенко пришлось на себе испытать, что значит иметь в качестве оппонента российского президента Путина.
В своем интервью немецкому изданию Frankfurter Allgemeine Zeitung экс-президент Украины Порошенко призывает Запад не доверять словам российского президента и в целом России, информируют Экономические новости.
— Г-н Порошенко, размещение российских войск вблизи Украины побудило правительства многих стран Европы предостеречь Москву от вторжения и войны. На этой неделе президенты Байден и Путин провели долгий телефонный разговор на эту тему. Что означает этот телефонный звонок в долгосрочной перспективе?
— Это может означать, что все мы находимся в одном шаге от катастрофы. Это не принесет мир и стабильность в регион. Сейчас в Украине все политические силы должны объединить свои усилия, и я как один из лидеров оппозиции хочу внести в это свой вклад. Я знаю, как тяжело быть президентом в военное время, когда ты день за днем теряешь десятки солдат. Самым страшным днем в моей жизни был день, когда — прямо перед раундом переговоров — российские ракеты попали в район города Краматорска и унесли жизни детей.
Но все эти печальные события сделали Украину сильнее и помогли сделать нужные выводы. До этой войны, которая началась с оккупации Россией Крыма в 2014 году, 16 процентов украинцев выступали за интеграцию в НАТО. В 2019 году этот показатель составил 65%.
— Каковы цели России сегодня, в краткосрочной и долгосрочной перспективе?
— В краткосрочной перспективе цель президента Путина — дестабилизировать Украину изнутри и атаковать ее извне, ослабив ее до такой степени, чтобы нас можно было завоевать. В долгосрочной перспективе его целью является уничтожение суверенитета и территориальной целостности Украины, чтобы он мог реализовать свою бредовую идею Советского Союза 2.0. Я имею в виду его известное эссе, в котором он полгода назад написал, что Украина и Россия — «один народ», и поэтому Украина не имеет права на существование. В отношении Запада его краткосрочные цели — вытеснить НАТО и ЕС из Восточной Европы и разрушить ценности, общества и демократии Запада.
— Неужели Путин думает, что ему это удастся?
— В одном из наших телефонных разговоров в 2014 году он сказал, что на его столе лежит книга известного немецкого автора о кризисе в Европе. Это был «Упадок Запада» Освальда Шпенглера. Он действительно верит в это! (Смеется) Я сказал Путину, что не читал эту книгу. Он посоветовал мне прочитать ее очень внимательно. А в долгосрочной перспективе он хочет создать новую систему, как после Ялтинской конференции в 1945 году, то есть новые зоны влияния в Европе.
— Что это означает для Европы, для Запада?
— Путин не остановится на Украине. Он зайдет так далеко, как ему будет позволено. Вот почему я горжусь тем, что 30 июня 2014 года, будучи новоизбранным президентом, я отдал приказ нашей армии нанести ответный удар в восточной Украине. И в то время мы освободили две трети территории, которую ранее захватили подконтрольные Москве боевики.
— А как это было в 2014 году, когда сначала был оккупирован Крым, а затем начались боевые действия на востоке Украины? Угрожал ли Путин тогда напасть на столицу Киев?
— Это было незадолго до этого, когда мой предшественник Александр Турчинов был временным президентом. Он говорил по телефону с Сергеем Нарышкиным, спикером российского парламента (а сегодня — главой разведслужбы СВР, прим. ред.). Нарышкин сказал моему предшественнику, что русские собираются напасть на Украину, уничтожить обороноспособность страны и захватить Киев. Вот что мне сказал Турчинов. В переговорах со мной Путин таких вольностей не допускал. Но иногда у нас была и высокая температура разговора.
— Можете ли вы привести пример?
— Тогда в телефонном разговоре мы обсуждали дело российского журналиста. Он был обнаружен нашими войсками на востоке Украины с ракетной установкой в руках. У нас есть видеодоказательства этого. Путин тогда потребовал, чтобы я освободил журналиста. Я сказал: хорошо, но вы захватили украинского режиссера Олега Сенцова из Крыма. То есть, вы отпускаете Сенцова ко мне, а я отпускаю этого так называемого журналиста к вам. Тогда Путин попросил меня сделать первый шаг…..
— Что произошло дальше?
Я сделал это, и он нарушил свое слово, Сенцов еще много лет находился в российском заключении. Это был первый урок, который я усвоил тогда и который хотел бы передать вашим читателям: пожалуйста, не доверяйте Путину.
— Вы призвали Запад поставлять оружие. Германию тоже?
— Я говорю то же самое уже много лет: Нам необходимо единство государств в ЕС и в НАТО. И нам нужна ваша солидарность, потому что Украина борется не только за себя, но и за свободу и демократию. А сегодня? Нам нужны санкции против России. Второе: Украине нужен План действий по членству в НАТО. В-третьих, нам нужно, чтобы Европа, и в том числе Германия, поставляла смертоносное оборонительное оружие.
— Летальные, то есть смертоносное оружие. Не приведет ли это к эскалации?
— Мы не будем использовать их для нападения на российские войска на российской территории, это невозможно и не обсуждается. Но если российские ВВС будут бомбить украинскую территорию, нам нужны зенитные ракеты. Также бронебойное оружие, боевые беспилотники и радары. Путин должен знать, что цена нападения будет высокой и что он проиграет войну на фронте. В-четвертых, и это относится прежде всего к новому правительству Германии: санкции против «Северного потока-2». Ввод в эксплуатацию этого газопровода стал бы для Путина приглашением к атаке на украинские транзитные газопроводы. «Северный поток» — это проблема для европейской и глобальной безопасности. И, в-пятых, дальнейшая поддержка наших внутренних реформ.
— Объяснила ли канцлер Меркель, которая тесно сотрудничала с вами, почему она не предотвратила «Северный поток-2»?
— Меркель сделала все возможное, чтобы не стимулировать дальнейшее строительство трубопровода. Хотя у нее были большие проблемы с этим в коалиции с СДПГ, от которой и произошел проект. Но Ангела Меркель была великим дипломатом, великим лидером Европы. Я восхищаюсь тем, как она вела переговоры с Путиным в Минске в 2015 году. И она остановила строительство трубопровода, не сказав об этом открыто. Лишь в 2019 или 2020 году строительство набрало обороты.
— Могут ли сейчас энергоносители стать причиной крупного конфликта?
— Россия блокирует поставки угля из Казахстана и других стран в Украину. Это большая проблема. ЕС и Киев должны немедленно поговорить об этом. Эта проблема может поставить под серьезную угрозу электроснабжение. Что касается природного газа: газ является инструментом коррупции, а также может быть оружием в гибридной войне. В настоящее время Путин пытается шантажировать Европу высокой ценой на газ. К счастью, за время моего пребывания на посту президента Украина полностью прекратила покупать газ у России.
— Какое значение имела Ангела Меркель для охваченной войной Украины с 2014 года?
— Позвольте мне ответить как гражданину моей страны. Немцы должны знать: Роль Ангелы Меркель в спасении Украины в трудные времена была огромной. Она может считать себя крестной матерью украинской нации. Я хотел бы воспользоваться этой возможностью, чтобы поблагодарить ее и всех тех, кто причастен к Германии.