22 февраля, 2024 1:28
ОСТРАЯ НОВОСТЬ

Чи може Україна обійтися без вугілля з ОРДЛО

Что случилось

25 января 2017 года ветераны АТО при поддержке ряда нардепов (в т.ч. внефракционного Парасюка, Семенченко, Соболева, Костенко и Пастуха из «Самопомощи») перекрыли железную дорогу Луганск — Попасная. На следующий день прокуратура возбудила дело по ст.279 Уголовного кодекса Украины — блокирование транспортных коммуникаций путем устройства препятствий, которое нарушило нормальную работу транспорта. 3 февраля участники блокады заблокировали движение поездов между Бахмутом и Горловкой в Донецкой области.На сегодня, 14 февраля, акивисты, по их же словам, блокируют три основные железнодорожные ветки, которые связывают ОРДЛО с подконтрольными официальному Киеву территориями.

В Луганской области заблокировано движение в районе станции Светланово (направление Луганск — Лисичанск). На одноколейке Горское — Золотое повреждена часть колеи, что также делает невозможным проезд. В Донецкой области ветка Горловка — Бахмут заблокирована на железнодорожном переезде в Бахмуте. А с 10 февраля установлен блокпост на железнодорожном переезде возле станции Фенольная (направление Ясиноватая — Константиновка). Прокуратура уже возбудила дело по факту перекрытия железнодорожных путей, полиция также пыталась разблокировать движение, но пока безуспешно.

Блокада активистами жд сообщения в Константиновке

Аргументы против блокады

Несмотря на то, что по железной дороге с неподконтрольной территории и обратно перевозят разные грузы (журналист LB.ua заснял поезд с лесом), больше всего шума в прессе вызвали перебои с поставками угля марки А — антрацита, на котором работает половина украинских теплоэлектростанций. Министр энергетики и угольной промышленности Игорь Насалик заявил, что единственной альтернативой поставкам угля из ОРДЛО могут быть поставки из России, закупить уголь этой марки в дальнем зарубежье власти в короткий срок не успеют. Премьер Гройсман, как уже говорилось, вообще альтернативы углю с неподконтрольных территорий не видит.

Нехватка угля марки А может уже через две недели привести веерным отключениям электроэнергии по всей Украине, заявил вчера Насалик.

«Через две недели начнутся, учитывая запасы, которые у нас есть по разных генерациях, этот срок может быть от 14 до 45 дней. Но можно сказать, что через две недели мы столкнемся с проблемой покрытия пиковых нагрузок в энергосистеме», — сказал министр.

Игорь Насалик

Другой аргумент против блокады — гуманитарного характера. Правозащитники из организации Восток SOS, которая занимается поддержкой переселенцев и украинцев на оккупированных территориях, заявили об угрозе безработицы на неподконтрольных территориях из-за блокады во время пресс-конференции под громким названием «Блокада Донбасса — государственная измена». Подобную позицию заняли чиновники Донецкой и Луганской областных администраций, Минтопэнерго, министерства по делам оккупированных территорий и некоторые депутаты (в основном из Блока Порошенко, но там есть и сторонники блокады). Глава представительства ЕС в Украине Хюг Мингарелли также высказался против блокады, поскольку из-за нее пострадают простые люди по обе стороны линии разграничения.

Аргументы за блокаду

Аргументов за блокаду не меньше.

Прежде всего это принципиальный вопрос торговли с предприятиями на неподконтрольных территориях, пусть даже с юрадресами на территориях подконтрольных. По версии сторонников блокады деньги за поставленный уголь напрямую или опосредованно все равно окажется в руках поддерживаемых Россией сепаратистов.

Не все согласны закупать уголь в ОРДЛО, даже если это выгодно. Руководитель аналитического центра CASE-Украина Дмитрий Боярчук в своем блоге напоминает, что выгодно торговать территориями, экономить на армии и брать кредиты и скидку на газ у страны-агрессора. Но, несмотря на выгоды, делать этого нельзя.

Во-вторых, это вопрос контроля над этими поставками, ведь везут не только необходимый уголь — в лентах новостей регулярно сообщается о поставках продуктов питания, алкоголя и табака через границу, даже наркотиков. Были даже перестрелки из-за поставок в/из ОРДЛО.

Кроме того, за три года войны Украина должна была уже давно стать энергонезависимой, в том числе от поставок из-за линии разграничения. Такое решение в 2014 году еще при и.о. президенте Александре Турчинове принимал Совет нацбезопасности.

В стоимость электроэнергии десять последних месяцев заложена цена импортного угля (формула стоимости угля в порте Роттердам плюс доставка), напоминает депутат от «Самопомощи» Лев Пидлисецкий.

«В самом деле можно констатировать неподготовленность к диверсификации источников поставок. Введение импортного паритета (Роттердам+) имело целью в том числе и возможность для компаний, которые генерируют электроэнергию быть более мобильными с закупками антрацитовой группы, которая сейчас не добывается на (свободной) территории Украины… Но в структуре поставок за последние два года так и не произошло существенных изменений», — говорит Ольга Белькова, депутат Рады от Блока Порошенко.

Ольга Белькова

Изменения, по всей видимости, были невыгодны компании ДТЭК Рината Ахметова и другим производителям угля (в том числе нелегальным). И они нашли убедительные аргументы для украинских властей в Киеве, чтобы реформы в этой сфере происходили без спешки. Журналист-переселенец из оккупированной сепаратистами Горловки Александр Билинский пишет в блоге после общения со знакомым шахтерам «Комсомольца Донбасса» — одной из шахт ДТЭК, что уголь добывается не только на предприятиях Ахметова, но и на захваченных сепаратистами шахтах, и в нелегальных копанках.

«Думаю, не стоит объяснять, куда поступает уголь и с национализированных шахт, и с копанок. Роттердам копачам, каждое утро лазящим в огромную черную дыру и достающим уголь в бадьях или ванных на поверхность, только снится», — пишет Билинский.

Так можно ли обойтись без угля из ОРДЛО?

Можно и обойтись, считает энергетический эксперт и бывший член Нацкомиссии по регулированию энергетики Андрей Герус. Но для этого властям нужно было заранее потрудиться. В своем блоге на НВ он перечисляет меры, которые можно было бы предпринять: переоборудовать ТЭЦ с угля марки А на уголь марки Г, который добывается на подконтрольных территориях; объединить с энергосистемой Бурштынский энергоостров; закупить импортный уголь и электроэнергию и т.д.

На реализацию всех этих мер нужно не только время, но и деньги. Андрей Герус напоминает, что потребители уже заплатили дополнительно по формуле Роттердам+ свыше 10 млрд гривен. Эти деньги как раз должны были пойти на меры по обеспечению энергонезависимости (в том числе от поставок из ОРДЛО).

Но если даже деньги найдутся, то времени на все эти меры сейчас нет. По состоянию на 9 февраля запасы угля антрацитовой группы на шести украинских ТЭС составляли 866 тысяч тонн, объясняет Александр Паращий, руководитель аналитического отдела инвесткомпании Concord Capital. Дневное потребление этих марок угля на ТЭС составляет около 30 тысяч тонн. То есть существующих запасов хватит примерно на месяц.

«Если у нас нет на подходе импортного угля, например, из ЮАР, то организовать такой импорт за четыре недели будет сложно», — говорит Паращий.

Помочь властям может теплая погода. Тогда потребление электроэнергии снизится, и запасы можно будет растянуть. Если же, наоборот, начнется похолодание, придется или отключать электроэнергию, или договариваться с активистами, которые блокируют поставки из ОРДЛО.

Проверьте

Російські НПЗ та нафтобази під ударом дронів: географія атак

За останні півроку в росії, а також на окупованих нею територіях сталися пожежі майже на …

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *