30 марта, 2022 15:42

Возобновляемая энергетика, энергоэффективность и климат — главные цели нового законодательства ЕС

V Business & Legal Energy Forum продолжил свою работу в формате дискуссии. Модератором сессии «Государство Vs. зеленая энергетика» выступил Павел Белоусов, партнер, руководитель практик международного арбитража и транскордонных судебных процессов ЮФ Aequo.

По словам г-на Белоусова, все внимание национальной и мировой общественности приковано к проблематике в альтернативной энергетики и противостоянию между государством и игроками возобновляемой энергетики.

«Кто виновен, мы сегодня услышали много раз. Но, как по мне, главное найти ответ на вопрос: что делать?», — задал вопрос модератор.

Охрана среды

Партнер адвокатского объединения «LES-Правовая и экономическая безопасность» Иван Проданик отметил, что показательной страной в этом плане является Германия: вначале 90-х в своем энергобалансе страна имела всего лишь 2% возобновляемых источников энергетики (ВИЭ), а теперь — более 50% и эта доля только растет. Благодаря «зеленому тарифу» Украина имеет не меньший потенциал, однако непонятная государственная политика и определенная неадекватность действий органов власти по отношению к «зеленым» энергетическим стейкхолдерам и инвесторам усугубляют ситуацию.

По убеждению Ивана Проданика предприятия в сфере электроэнергетики остро нуждаются в специализированных знаниях по вопросу охраны окружающей среды. Именно эти знания помогают предприятиям понять, насколько они идут в ногу со временем, и то, что их деятельность не противоречит интересам общества. Эти знания помогают также отработать линию защиты при возникновении конфликтов с государственными органами.

Защита инвесторов

На путях защиты инвесторов возобновляемой энергетики относительно ретроспективных изменений остановился Андрей Оленюк, партнер EVERLEGAL. Ретроспективные изменения — это изменения в законодательство, которые изменяют режим системы поддержки ВИЭ, права и обязанности производителей электрической энергетики по ВИЭ, и влияют на права инвесторов, которые уже осуществили (полностью и частично) инвестицию в проекты ВИЭ в Украине.

Андрей Оленюк остановился на двух уровнях защиты: национальном и международном. Иностранные инвесторы в этом контексте, по его словам, защищены лучше: на них работают двусторонние договора, дипломатия, ряд инвестиционных арбитражей и другие инструменты. Национальные инверторы могут рассчитывать только на инструменты, которые предоставляет им украинская юрисдикция. Национальный инвестор может опираться на гарантии, предусмотренные Законом Украины «Об инвестиционной деятельности» и Законом Украины «Об альтернативных источниках энергии».

Куда идти с этими правами? В национальный суд. С кем судиться? Можно, к примеру, с правительством Украины. Необходимо исчерпать все национальные инструменты защиты с тем, чтобы получить возможность обратиться в Европейский суд по правам человека.

Павел Белоусов добавил, что не всегда двусторонние договора являются залогом большей защищенности иностранного инвестора.

Что делает парламент?

«На сегодня мы наблюдаем один из наибольших энергетических кризисов», — считает глава подкомитета по вопросам развития конкуренции на равных условиях для бизнеса Комитета Верховной Рады Украины по вопросам экономического развития Людмила Буймистер.

Новая модель энергетического рынка, по ее словам, продемонстрировала всевозможные проблемы. В последнее время правительство делает шаги для исправления ситуации и имплементации механизмов, которые позволят Украине исполнить обязательства перед инвесторами.

«Важно то, что исполнение обязательства перед инвесторами в «зеленую» энергетику — это вопрос общенационального масштаба. И сбалансировать вопрос ни парламенту, ни регулятору пока не удалось», — отмечает Людмила Буймистер.

Что делает парламент? К примеру, вчера был принят законопроект №4119. Он предусматривает выделения государственных гарантий для «Укрэнерго» с тем, чтобы он смог привлечь кредиты от ЕБРР и других финансовых партнеров Украины и исполнить обязательства по Закону № 810 «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно условий поддержки производства электрической энергии из альтернативных источников энергии».

Однако, по словам г-жи Буймистер, самая главная проблема в этом контексте — это финансовое сбалансирование рынка. Также сейчас ведется работа над разработкой законопроекта относительно мониторинга энергетических рынков.

Далекое будущее

Идет ли украинское законодательство в сфере регулирования альтернативной энергетики в ногу со временем и требованиями и практиками Европейского Союза? На этот вопрос ответила Марта Галабала, старший юрист Asters. Пока Украина до сих пор имплементирует Третий энергопакет, перед Европой стоят уже совсем другие вызовы.

«Возобновляемая энергетика, энергоэффективность и климат — это основные цели, преследуемые новым законодательством ЕС», — подчеркнула Марта Галабала. Сейчас в ЕС, по словам спикера, прослеживается тенденция к децентрализации, что идет на пользу потребителям. Также это стимулирует долю альтернативных источников энергетики.

«Для того, чтобы достичь максимально климат-нейтральных целей необходимо в обязательном порядке увеличивать долю альтернативной энергетики. Это абсолют, который утвержден Европейским Союзом», — отмечает спикер.

Чтобы приблизиться к исполнению Четвертого энергопакета Украине необходимо принять закон относительно развития малой генерации. Среди других необходимых условий: привлечение потребителей к участию в рынке и диджитализация систем управления сетями.

Альтернативная реальность

О перспективах солнечной энергетики рассказал исполнительный директор Ассоциации солнечной энергетики Украины Артем Семенишин.

«Украина не исполнила поставленных целей: ни по ветру, ни по солнцу, поскольку цель изначально была очень амбициозная — 25%», — отметил спикер.

Такая цель была заложена в Энергетической стратегии Украины, которая принималась в 2017 году. К примеру, ЕС за это время уже трижды увеличивал ВИЭ-цель с 27% до 31%, а теперь до 33,7%. Действительно, ЕС смотрит вперед и не на один шаг, а на несколько. Германия, к примеру, приняла решение закрыть до 2025 года все атомные станции; вместо этого строиться мощности ВИЭ.

В секторе солнечной энергетики работает более 300 компаний. Одним из приоритетов государственной политики должна быть защита таких компаний и их поддержка, особенно в кризисные периоды.

«Мы уже живем в другом мире, просто в Украине это пока не до конца осознали. Мы до сих пор мыслим советскими и постсоветскими категориями о том, что атомная генерация самая дешевая. Это нам мешает развиваться и двигаться вперед. Весь мир сейчас находиться в лихорадке ВИЭ. Такими масштабами объектов ВИЭ еще не строили. По всем прогнозам лидерами будет солнечная энергетика — по экономическим и технологическим причинам», — прогнозирует Артем Семенишин.

Ветровая энергетика

Глава правления Украинской ветроэнергетической ассоциации Андрей Конеченков считает, что ВИЭ необходимо развивать там, где усматривается потенциал. В теплых странах действительно солнечная энергетика будет развиваться, но в Украине с ее территориями и климатом больше пользы принесет сельское хозяйство.

«Солнечную энергетику необходимо развивать, но развивать ее в балансе», — считает г-н Конеченков.

Он напомнил, что в мире дефицитом номер один является вода. И именно возобновляемая энергетика не использует водных ресурсов для охлаждения мощностей. Атомная энергетика содержит много рисков, поэтому развитие альтернативных источников – неизбежный путь.

Сегодня, по словам Андрея Конеченкова, ветроэнергетику рассматривают «под микроскопом». Ветроэнергетика отвечает всем законодательным нормам. По прогнозам Международного энергетического агентства, ветер станет источником энергии №1 в Европе до 2027 года, а Европейская Комиссия прогнозирует, что ветер может достичь более 50% в общем спросе ЕС на электроэнергию до 2050 года.

«Ветровая энергетика является конкурентоспособной на рынке, где правила игры честные», — убежден спикер.

Жертвы манипуляций

В завершение сессии, своим взглядом на развитие альтернативной энергетики в Украине поделился Лоик Лерминьйо, Country Representative, Ukraine, Guris. По его мнению, «зеленый» бизнес стал жертвой манипуляцией на рынке, а не отсутствия средств. К примеру, для них было очень болезненным тот факт, что выплаты прекратились в процессе переговоров. При этом в публичной плоскости виновниками этой ситуации были выставлены «зеленые» компании, которые очень дорогие и требуют средств «из пенсий бабушек».

Лоик Лерминьйо отмечает, что непонятно, как ситуация будет развиваться в 2021 году. Он подчеркнул, что «зеленая» энергетика в Украине дороже, чем в других странах. И немаловажную роль в этом контексте имеют риски самой страны.

«Украина не соблюдает собственные законы. О чем мы говорим, если договоренности ничего не значат?», — удивляется спикер.

Пока государство Украина не будет исполнять собственные законы и обязательства «зеленая» энергетика будет дорожать.

Самая большая потеря государства, предположил Павел Белоусов, это потеря репутации и доверия инвесторов.

Проверьте

Красивые поздравления на 8 марта в стихах, открытках и прозе

Вот и наступил один из самых ожидаемых и прекрасных весенних праздников – Международный женский день …

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *