Согласно поверьям, в Иванов день «открываются» земля и небо, вода приобретает чудесную силу, птицы и звери начинают говорить.
Традиции праздника Ивана Купалы
Это праздник почитания воды и солнца. Издревле было принято в ночь на Ивана Купалу на берегах рек или озер разжигать обрядовые костры. Через костры бросали венки, прыгали, водили хороводы. Огни, зажигаемые в Иванову ночь, считались чудодейственными. Огонь для костров добывался трением дерева о дерево, и называли его живым, лесным, лекарственным.
Чтобы в этот вечер избавиться от невзгод, надо тихо посидеть у костра и, сосредоточившись, внутренне обратиться к духу огня с просьбой выжечь из вашей жизни все наносное и суетное.
Спать в купальскую ночь считалось зазорным, и после праздника отправлялись сразу на покос — говорили, что такая ночь только силы прибавляет. Важнейший символ купальских обрядов — цветок иван-да-марья, желтый цвет которого воплощает стихию огня, фиолетовый — воды.
Праздник «макушки лета», наивысшего расцвета природных сил считался и апофеозом человеческой любви, потому и иван-да-марья стал воплощением сильной любовной страсти. Даря его, признавались в любви. Но легенды о возникновении цветка говорят о другой любви — преступной. По одной из них, брат и сестра не ведали о своем родстве и вступили в брак. За грех кровосмешения они были превращены богами в цветок, но не расстались и после смерти. По другой легенде, брат и сестра сами превратились в цветок, только чтобы не терять друг друга. По третьей — брат убил сестру, соблазнившую его, а она перед смертью попросила посадить на ее могиле цветок — это и был иван-да-марья. Большим уважением на Купалу пользуются полынь, чернобыльник и крапива. Травы, собранные на Купалу, обладают не просто целебной, но и магической силой.
В этот день считалась целебной утренняя роса и всякая вода — речная, колодезная, ключевая. За два-три дня до или после Ивана Купалы появляется мед. Считается, что если в этот день дождь заплачет, то через пять дней солнышко будет смеяться. В некоторых областях в этот день приносили в церковь к обедне для освящения ветки деревьев и травы, которые потом используются после самых разных проявлений нечистой силы.
Народ