То, что 2 февраля президент Украины Владимир Зеленский ввел в действие решение СНБО, которым заблокировал деятельность трех телеканалов – 112, NewsOne и ZIK, оказалось неожиданностью для многих.
По данным журналистов, также был введен запрет на полеты для самолетов, которые принадлежат лидеру партии ОПЗЖ Виктору Медведчуку и его партнеру Тарасу Козаку. Очевидно, что часть украинского общества восприняло новость, как приятный сюрприз от Банковой, а вот другая – крайне недовольна. Но что же мы имеем в сухом остатке, убирая эмоциональную сторону вопроса? Разобрать ситуацию с юридической стороны «Телеграфу» помог адвокат, руководящий партнер в Юридической фирме Patriot.Legal Денис Бондар.
Эксперт подчеркивает, что государственные органы должны действовать исключительно в рамках полномочий, которыми они наделены, согласно Конституции и других законов Украины.
«Юлия Мендель, пресс-секретарь президента Украины Владимира Зеленского, заявила на своей страничке в Facebook, что решение СНБО о наложении санкций на Тараса Козака и ряд телеканалов принято на основании статьи 5 ЗУ «О санкциях». Возможно, если брать во внимание только эту статью, то введение санкций покажется законным. Однако особенностью юриспруденции является то, что закон необходимо читать полностью», – подчеркивает Денис Бондар.
По его словам, если мы прочитаем ч.2 ст. 1 ЗУ «О санкциях», то там содержится исчерпывающий перечень субъектов, к которым могут применяться санкции. И это всё – иностранные субъекты или имеющие отношение к террористической деятельности.
«Упоминания об украинских юридических лицах или, тем более, украинских гражданах там нет. А как мы помним, нормы законов императивные для всех госслужащих и решений государственных органов, – говорит адвокат. – По решению СНБО тоже есть вопросы, так как в ст.ст. 3, 4 ЗУ «О совете национальной безопасности и обороны Украины» определены функции и компетенции. И ни одна из частей статей также не упоминает о возможности введения санкций в отношении украинских юридических лиц или физических лиц. Хотя, стоит отметить, что формулировки в законе отображены очень обтекаемо и в содержание можно поместить многое».
Денис Бондар считает важным обратить внимание еще и на такой момент, который является ключевым.
«Санкции, как правило, применяются в международном праве к иностранным юридическим и физическим лицам, так как государство, которое вводит санкции другим способом не может повлиять на субъекта санкций. Проще говоря, санкции – это способ влияния и ограничений на международном уровне, – поясняет эксперт. – В нашем же случае все телеканалы зарегистрированы согласно законодательству Украины. И владелец их – украинец. По паспорту так точно. А значит, к ним могут применяться нормы уголовного кодекса Украины! Однако, как мы видим, обоснованных уголовных дел в отношении как самих телеканалов, так и владельца нет».
По его мнению, последствия таких решений могут быть как положительные, так и отрицательные.
«Однозначно можно говорить, что влияние оппозиционной партии, которую зацепили санкции, уменьшится, – считает Денис Бондар. – Учитывая, что многие украинцы считают данную политсилу пророссийской, уменьшится влияние России на Украину. С другой стороны, это может привести к процветанию правового нигилизма в Украине и дальнейшей череде решений органов государственной власти, которые противоречат Конституции и законам Украины, но приводятся в исполнение в угоду политических интересов одного из субъектов политического процесса».
Стоит отметить, что проукраинские активисты и политики не скрывают, что удар по медиа Медведчука был неожиданным. Но в основном его одобряют.
Тем временем во фракции «Оппозиционная платформа – За жизнь» инициируют импичмент президента Украины Владимира Зеленского.
Автор: Андрей Питонов Просмотры: 3,487 Читайте Telegraf.com.ua
в Google News Подпишись на наш telegram Подписаться