Что случится, если Украина реализует скандальную формулу Штайнмайера для Донбасса?
Канцлер Германии Ангела Меркель поставила президента Украины Владимира Зеленского в неловкое положение во время его визита в Берлин в июле этого года, сдув пыль с формулы Штайнмайера, заявив, что ожидает от Украины ее имплементации в национальное законодательство. Это сомнительное предложение министра иностранных дел Германии Франка-Вальтера Штайнмайера по урегулированию конфликта на Донбассе вызвало общенациональные протесты в Украине в 2019 году. Но что на самом деле произойдет, если Украина выполнит эту формулу? В новой книге эксперта-правоведа Юрия Шулипы дается прогноз. В пресс-центре киевского Украинского кризисного медиа-центра состоялась презентация монографии «Будущее Донбасса по формуле Штайнмайера».
В своей книге эксперт в области права Юрий Шулипа раскрывает суть возможных последствий для Украины, если страна начнет реализовывать пресловутую формулу Штайнмайера, к внедрению которой в государственное законодательство Украину подталкивают Германия и Франция, полагая, что она может разрешить конфликт на востоке Украины, где российские войска с 2014 года контролируют части двух областей. Как информируют Экономические новости, об этом пишет Euromaidan Press.
«Выводы данного анализа показывают, что в ходе дальнейшей реализации «Формулы Штайнмайера» и Минских соглашений может возникнуть ситуация потери контроля над государством, инспирированная как внешними, так и внутренними агрессивными силами противника», — говорится в заключении, основанном на юридическом анализе «Формулы».
В ходе презентации Юрий Шулипа подчеркнул, что внедрение Формулы и других подобных предложений может привести к потере субъектности Украины на международной арене.
«Настаивание на внедрении Формулы Штайнмайера — это прямое вмешательство во внутренние дела Украины. Это инициатива Путина, которую он пытается продать с помощью своих международных коллег», — сказал г-н Шулипа.
«Это специальное аналитическое исследование, посвященное проблемам войны и мира в Украине, предназначенное для специалистов в области национальной безопасности и обороны. Проблема разрешения вооруженного конфликта, которая поднимается в книге, будет актуальна еще долгое время», — сказала на презентации исследования адвокат Наталья Целовальниченко, лидер Луганской правозащитной группы.
Так называемая формула Штайнмайера — это идея, озвученная тогдашним министром иностранных дел Германии (2013-2017) Франком-Вальтером Штайнмайером осенью 2015 года Тогда стало ясно, что два минских соглашения, разработанные Германией, Францией, Россией и Украиной осенью 2014 и зимой 2015 года, застопорились и не привели к быстрому урегулированию войны на востоке Украины из-за конфликта интерпретаций. Украина настаивает на том, что любая попытка политического урегулирования должна быть предпринята после установления Украиной контроля над территорией, в то время как Россия настаивает на том, чтобы до этого прописать отдельный политический статус для ОРДЛО, районов Восточной Украины, находящихся под контролем российско-сепаратистских сил.
Формула Штайнмайера предусматривает, что если наблюдатели ОБСЕ подтвердят, что выборы в ОРДЛО прошли без нарушений, то «закон об особом статусе», предоставляющий автономию этим районам, немедленно вступит в силу. Если формула будет применена до вывода российских гибридных войск и установления Украиной контроля над российско-украинской границей, Украина де-факто признает оккупационные власти и их суверенитет над ОРДЛО.
В 2019 году, когда новоизбранный президент Владимир Зеленский склонялся к принятию формулы Штайнмайера как способа урегулирования ситуации на Донбассе, в Украине прошли многочисленные акции протеста, поскольку многие расценили этот шаг как капитуляцию Украины перед Россией.
Теперь, проанализировав потенциальные вызовы, связанные с внешней политикой Российской Федерации, Шулипа в своей монографии делает вывод, что включение «Формулы Штайнмайера» в украинское законодательство «несовместимо с геополитическим существованием Украины как независимого государства и субъекта международного права».
Включение формулы в украинское законодательство, согласно исследованию, приведет к:
— фактическому отказу от признания безопасности высшей социальной ценностью в Украине вопреки Конституции;
— негативным последствиям, связанным с невозможностью выполнения государством своих законодательных обязательств по обеспечению военной, общественной и государственной безопасности, что опять же противоречит Конституции и закону «О национальной безопасности Украины».
Помимо нанесения ущерба интересам национальной безопасности, экономике и правовой системе Украины автор утверждает, что принятие «формулы Штайнмайера» может привести к значительному ухудшению социально-политической ситуации в Евросоюзе, по крайней мере, в плане значительного увеличения потока беженцев из Украины.
Более того, как отмечается в исследовании, подрыв суверенитета Украины может привести к началу так называемого «парада суверенитетов», возникновению различных локальных внутренних конфликтов, спровоцированных российскими агентами, перемещению театра военных действий на территории, свободные от российской оккупации, и, в конечном итоге, к постепенному исчезновению Украины как субъекта международного права.
Поскольку законное не может быть основано на незаконном, авторы исследования полагают, что все документы, основанные на Минских соглашениях, будь то Нормандские протоколы, формула Штайнмайера и т.д., являются незаконными. Более того, автор считает, что подписавшие такие документы и те, кто давал им указания подписать их, являются уголовными преступниками.
Необходимо отказаться не только от формулы Штайнмайера, но и от Минских соглашений, считает авторы исследования.
Автор монографии утверждает, что «выполнение условий Минских соглашений вооруженными силами и правоохранительными органами Украины позволило бы России установить оккупационный режим на временно оккупированных территориях ОРДЛО и впоследствии интегрировать их в российское военное, экономическое и информационное пространство».
Пока украинское руководство твердит об отсутствии альтернатив Минским соглашениям, Путин не демонстрирует намерения прекратить оккупацию ОРДЛО. Напротив, Россия последовательно реализует кремлевскую стратегию уничтожения Украины как субъекта международного права.
Так называемые Минские соглашения были подписаны в белорусской столице представителями Украины и России под эгидой ОБСЕ в сентябре 2014 года и феврале 2015 года, после российских наступательных операций в Луганской и Донецкой областях. Это своего рода мирный договор, который Украина была вынуждена подписать и соблюдать, чтобы остановить дальнейшее продвижение России на фронтах.
Однако эти документы так и не были ратифицированы украинским парламентом, более того, они были подписаны бывшим президентом, не имеющим полномочий подписывать такие международные соглашения. Более того, несколько пунктов сделали практически невозможным выполнение договоренностей как Россией, так и Украиной, заведя ситуацию на Донбассе в патовую ситуацию, которая длится уже семь лет.
«Действуя в парадигме Минских соглашений, Нормандского формата и формулы Штайнмайера, Украина тем самым как бы продолжает внешнюю политику России, направленную на уничтожение Украины как субъекта международного права», — говорится в заключении исследования.
Автор считает, что украинскому президенту и его ведомству необходимо «постепенно отходить от разрушительного курса безальтернативности Минских соглашений, навязанного силой и шантажом предыдущему высшему политическому руководству».
Вместо этого в исследовании предлагается вернуться к реализации Будапештского меморандума, а один из его подписантов — США или Великобритания — должен стать посредником между жертвой агрессии, Украиной, и страной-агрессором, Россией.
Будапештский меморандум 1994 года теоретически гарантировал безопасность от угроз или применения силы против территориальной целостности или политической независимости Украины, Беларуси и Казахстана — стран, которые отказывались от своего ядерного потенциала в обмен на эти гарантии. Гарантами выступали Российская Федерация, Великобритания и США. Однако в 2014 году Россия нарушила соглашение, захватив и аннексировав украинский Крым и развязав войну на востоке Украины.
В исследовании предполагается, что российская оккупация ОРДЛО («некоторые районы Донецкой и Луганской областей» — официальное обозначение оккупированных Россией территорий на востоке Украины) будет продолжаться по крайней мере до тех пор, пока не произойдет одно из следующих событий:
— сменится нынешний российский политический режим.
— Россия распадается, полностью или частично.
— Россия окажется в настолько неблагоприятной экономической ситуации, что будет вынуждена отказаться от — ОРДЛО.
Рекомендации
Поскольку любые попытки умиротворить агрессора путем частичной сдачи национальных интересов и суверенитета только усилят стимулы к интенсификации агрессии, автор считает, что украинские лидеры и общество «должны набраться стратегического терпения и ждать смены российского политического режима, полной или частичной дезинтеграции России или наступления ситуации, когда Кремль откажется поддерживать ОРДЛО по экономическим причинам».
Президенту рекомендуется не только выработать эффективную внешнюю политику, но и «сформулировать стратегический многовекторный план деоккупации и реинтеграции ОРДЛО», основанный, прежде всего, на российских реалиях и комплексе симметричных и асимметричных комплексных мер. В плане должны быть подробно прописаны «различные алгоритмы действий в случае наступления определенных последствий, либо при активном противодействии со стороны противника». Парламенту необходимо будет принять внутриполитическую стратегию для обеспечения безопасности в стране.
Авторы исследования рекомендуют Кабмину разработать государственную программу по переселению граждан, которые вынуждены сейчас жить на оккупированных территориях Донбасса и Крыма, а также помочь уже переселенным получить жилье и работу.
В рамках переговорного формата, основанного на Будапештском меморандуме, автор советует разработать «дорожную карту», чтобы заставить страну-агрессора Россию прекратить военные действия и отказаться от всех временно оккупированных территорий. Другим предложением является разработка политико-дипломатической стратегии по исключению России из ООН.
В своих предложениях автор доходит до того, что предлагает Украине предъявить стране-агрессору территориальные претензии на территории принадлежащих России Брянской, Белгородской, Воронежской, Курской, Ростовской областей, которые принадлежали Украине в 1918-1928 годах прошлого века.
По мнению автора, до того момента, когда в ОРДЛО начнется процесс фактической деоккупации и реинтеграции, единственным способом минимизировать количество нарушений режима прекращения огня и российских провокаций вдоль линии соприкосновения является создание демилитаризованной зоны, поскольку эта мера доказала свою эффективность в отношениях между Индией и Пакистаном, Южной и Северной Кореей и в других случаях.