Елена Зеленская: Мода — это способ коммуникации и инструмент «мягкой силы» во время госвизитов
Первая леди Украины Елена Зеленская в полной мере приняла свою роль, которая часто не имеет «свода правил», но сопряжена с множеством вызовов и возможностей. Мы встретились с ней во время ее недавней поездки в Вашингтон, чтобы более подробно узнать о ее инициативах в Украине и во всем мире.
Первые леди всегда были чем-то большим, чем их должность, и на сегодняшний день убедительно подтверждено, что они играют важнейшую роль в успехе и процветании своей страны. Роль первой леди, конечно же, зависит от страны, которую она представляет. В некоторых странах существует официальная роль и должность, которая обеспечена соответствующими ресурсами и персоналом. Но это не всегда так, и обычно первая леди сама определяет, как она может привлечь ресурсы, партнерские отношения и независимые инициативы на благо народа своей страны и за ее пределами. Как информируют Экономические новости, об этом пишет The Diplomatic Courier.
Первая леди Украины Елена Зеленская полностью приняла на себя эту роль, которая часто не имеет «свода правил», но имеет множество вызовов и возможностей. Мы встретились с ней во время ее недавней поездки в Вашингтон в конце августа, чтобы узнать больше о ее инициативах в Украине и во всем мире.
— Первые леди во всем мире играют важную роль в публичной дипломатии для своих стран, особенно во время зарубежных визитов. Как Вы используете свой пост для развития публичной дипломатии в других странах? Можете ли Вы прокомментировать свою поездку в Соединенные Штаты?
— С того момента, как я стала первой леди Украины, я поняла, какую роль я могу сыграть в поддержке гуманитарных программ, поскольку социальные программы были моей страстью на протяжении всей моей карьеры. Одна из вещей, которую я сделала за время своего пребывания на посту Первой Леди, — это обучение через общение с другими Первыми Леди по всему миру, от Франции до Израиля, от Канады до Японии и многих других. Это было частью движущей силы моей инициативы по созыву «Киевского саммита первых леди и джентльменов» в августе этого года, приуроченного к 30-й годовщине Независимости Украины.
Участники саммита взяли на себя совместное обязательство решать гуманитарные проблемы в глобальном масштабе и добиваться достижения Целей устойчивого развития ООН. Вызовы пандемии COVID-19, включая проблемы образования, здравоохранения и гендерного равенства, являются нашими первоочередными задачами. Это только первый шаг. Но тот факт, что мы сейчас работаем вместе, чтобы использовать «мягкую силу» для более комплексного решения этих проблем, уже меняет ситуацию. Страны больше сотрудничают и берут на себя обязательства делать больше для решения этих вопросов.
Бывшая первая леди США Хиллари Клинтон, актриса Робин Райт и ливанский писатель Нассим Талеб были среди специальных гостей, которые рассказали о правах женщин и проблемах, с которыми они сталкиваются. Еще одним специальным гостем стала афганская кинорежиссер Сахраа Карими, которая была эвакуирована совместными усилиями Украины, Словакии и Турции, что на практике продемонстрировало тот характер сотрудничества, который был предусмотрен Киевским саммитом.
Находясь в США, я участвовала во встрече за обедом с «Power Women», организацией американских женщин из разных слоев общества, которая занимается продвижением достижений и связей женщин-лидеров. Мы обсудили, как формальный и структурированный офис первой леди США может стать моделью для других стран, и я поделилась своим опытом создания Института первой леди в Киеве, который может служить источником для изучения опыта первых леди.
— Не могли бы вы прокомментировать свою работу и отстаивание интересов по таким вопросам, как образование, здравоохранение и гендерное равенство? Как вы думаете, как ваша общественная активность повлияет на внутренние и международные инициативы? Можете ли вы рассказать о своей роли в партнерстве G7 по гендерному равенству?
— Я считаю, что сегодня у нас много общего. Общие ценности, идеи, проблемы. Нас должны заботить вопросы, которые волнуют весь мир — здравоохранение, образование, гендерное равенство. Как родителя меня волнует один из самых близких для меня вопросов — детское питание, здоровье и качество образования. Именно поэтому я провела круглый стол с министерствами Украины, чтобы разработать новую программу школьного питания, которая будет лучше служить украинским школьникам.
В центре моей работы также находятся вопросы равенства возможностей, и в этой программе много составляющих. Одна из них — гендерное равенство. Я возглавляла усилия Украины по официальному вступлению в Биаррицкое партнерство по гендерному равенству, которое произошло в сентябре 2020 года. Эти усилия возглавила первая леди Франции Бриджит Макрон, отчасти для того, чтобы использовать мягкую силу, которой обладают первые леди и джентльмены, для решения социальных проблем. Мы с ней обсудили усилия Франции по укреплению здоровья, медицинских работников и психического здоровья во время кризиса COVID-19, а также продолжающуюся работу по обеспечению равных возможностей для женщин.
Я горжусь тем, что вместе с телеведущей и послом Фонда ООН Машей Ефросининой продвигала через Министерство социальной политики Украины создание Национального колл-центра по вопросам домашнего насилия. Я также добивалась присоединения Украины к международной коалиции » Равноправие в оплате труда» для решения проблемы гендерного разрыва в оплате труда, которая является актуальной проблемой в нашей стране.
Равенство в оплате труда мужчин и женщин и искоренение домашнего насилия — это две части общих целей Биаррицкого партнерства, которые Украина обязалась выполнять. В числе других направлений — создание безбарьерного пространства для семей и людей с ограниченной подвижностью, обучение принципам равенства мужчин и женщин, а также расширение системы ухода за детьми и предоставление мужчинам возможностей для ухода за детьми. Украина взяла на себя обязательство следовать этим принципам, и я горжусь возможностью возглавить эти усилия в Украине вместе со многими достойными людьми по всей стране.
— Можете ли вы рассказать об инициативе «Украина без барьеров»? Есть ли у вас механизмы для реализации этих программ и инициатив в будущем, после того как ваш муж покинет свой пост?
— Я горжусь работой, которую мы проделали в стремлении сделать безбарьерную среду новой социальной нормой не только для людей, которые сталкиваются с физическими или психическими барьерами, но и для продвижения равных прав и возможностей для всех украинцев. Наша Национальная стратегия по безбарьерной среде и Совет по безбарьерной среде в Украине — это инструменты, которые мы используем для достижения наших целей.
Одним из примеров является преодоление барьеров для девочек в STEM-образовании. Работая с ЮНИСЕФ, я возглавила партнерство по продвижению украинской художественной выставки «Женщины в науке» и конкурса научных эссе для девочек под названием «SCIENCE is SHE». Реализация талантов украинских девушек и женщин в области науки важна для будущего Украины и для преодоления барьеров, которые у нас есть. В нашем конкурсе приняли участие 12 ведущих женщин-ученых из Украины и более 1 000 девушек в возрасте от 14 лет до 21 года. Главные призы включали грант на обучение в размере $4 000. Кроме того, портреты 12 женщин-ученых были представлены на передвижной выставке по городам и поселкам Украины, в первую очередь в школах, библиотеках и колледжах, где они могут демонстрировать свои работы бесплатно.
Наша работа в Украине по устранению барьеров для людей с ограниченными возможностями — это еще одна область, в которой мы предпринимаем активные усилия. Мы работаем с городами по всей Украине над созданием инклюзивной инфраструктуры, которая не только устраняет барьеры, но и помогает изменить отношение и предубеждения. Моя цель — быть выразителем общественного мнения, чтобы люди могли отстаивать права инвалидов. Поддержка национальной паралимпийской сборной Украины — это символический, но важный способ придать импульс изменениям в Украине и в других частях мира.
Как я уже говорила, еще одна область, где мы видим барьеры и работаем над их устранением, — это домашнее насилие в отношении женщин. В прошлом году Президент подписал Указ о мерах по предотвращению и борьбе с домашним и гендерным насилием. Это проблема стала еще более актуальной после начала пандемии COVID-19.
Важным в этих инициативах является то, что они были институционализированы в Украине за пределами офиса первой леди, и я думаю, что это делает их национальными приоритетами, которые будут продолжены, особенно с учетом того, что Украина взяла на себя обязательства перед остальным миром.
— Не могли бы Вы прокомментировать Ваши усилия в области культурной дипломатии, особенно в ходе Вашего последнего визита в США? Какими ключевыми моментами Вы можете поделиться с нами?
— Я искренне верю в «мягкую силу» и культурную дипломатию. Это часть той силы, которая важна для Украины.
Наша страна и общество имеют богатую многовековую историю, и мы внесли свой вклад в развитие мира во многих аспектах. Искусство и история — два наиболее эффективных способа привлечь внимание к культуре и наладить связь между культурами с помощью «мягкой силы». Я возглавила инициативу по созданию аудиогидов на украинском языке в ключевых исторических и историко-культурных местах по всему миру, и на сегодняшний день мы уже сделали 31 аудиогид, включая Версаль в Париже и во время моей недавней поездки в Вашингтон, округ Колумбия, в Маунт-Вернон, дом первого президента Америки Джорджа Вашингтона. Являясь одним из основателей американской демократии, связь с Украиной, которая борется за свою собственную демократию, является важной для украинцев и американцев.
Еще одна моя работа, близкая к семье, — это проведение встреч женщин-послов в Украине в партнерстве с послом Великобритании в Украине Мелиндой Симмонс. Это возможность обсудить и продвинуть сотрудничество по гуманитарным и социальным направлениям, над которыми мы все работаем, в частности, по созданию безбарьерной среды.
— Как пандемия COVID-19 повлияла на вас лично и на вашу страну? Какие инициативы вы поддерживаете, чтобы помочь украинскому народу?
— Кризис COVID-19 стал испытанием для Украины и для меня лично, но мы предприняли шаги для улучшения ситуации в Украине, и это дало свои результаты. С июня этого года количество вакцинаций утроилось, и мы имеем самый низкий уровень заболеваемости за год. Мы также благодарны за поддержку, которую смогли оказать Соединенные Штаты, когда президент Байден, работая с моим мужем, организовал поставку в Украину 2,2 миллиона новых прививок. Экономика Украины демонстрирует медленный, но устойчивый рост, что является признаком того, что наша страна остается сильной в трудные времена.
Я на личном опыте знаю, насколько тяжелым может быть этот смертельный вирус. Хотя в прошлом году я приняла все необходимые меры предосторожности в рамках усилий Украины по замедлению распространения болезни, я заразилась COVID, что привело к умеренным осложнениям в виде пневмонии. Мои муж и дети сдали отрицательные анализы, и я смогла работать удаленно и провести две недели в карантине, пока выздоравливала. Многие люди пострадали больше, чем я. Украина продолжает делать больше для того, чтобы остановить COVID и справиться с его последствиями».
— Вы считаетесь одной из самых стильных первых леди в мире, вы появлялись на страницах нескольких модных журналов. Модная дипломатия — это вид дипломатии, который многие женщины-дипломаты использовали для того, чтобы сделать важные заявления (отличный пример — госсекретарь Мэдлин Олбрайт). Насколько я понимаю, Вы не упускаете возможности поддержать украинских художников и дизайнеров. Как Вы это делаете во время Вашего визита в США?
— То, как вы одеваетесь и как вы себя преподносите, говорит не только о вас, но и о вашей стране и о том, чего вы пытаетесь достичь. Мы с Президентом всегда хотим представлять Украину в позитивном и сильном свете. Это отражение наших действий и ценностей. Это также способ продвинуть украинских дизайнеров и индустрию моды и рассказать миру больше об Украине, о том, что мы можем сделать и что мы предлагаем.
Используя моду как способ коммуникации, мы работаем над соблюдением протокольных требований во всех наших поездках, поскольку протокол также может быть инструментом «мягкой силы» во время государственных визитов и международных поездок. В США мы работали над тем, чтобы наше послание, будь то в Белом доме, на горе Вернон или в мемориале жертвам Голодомора, было направлено на то, чтобы наилучшим образом представить Украину.