3 февраля, 2024 21:15
ОСТРАЯ НОВОСТЬ

«Мне нравится, что здесь царит коррупция»: добро пожаловать в криптостолицу мира

«Мне нравится, что здесь царит коррупция»: добро пожаловать в криптостолицу мира

37-летний Майкл Чобанян, получивший образование в британской частной школе и свободно владеющий английским языком, считает Украину — страной, где царит беззаконие и которую он любит пересекать на своем черном Ferrari 612. Он является основателем Kuna, одной из первых криптовалютных бирж в Восточной Европе. По его мнению, Украина — потрясающее место для ведения бизнеса, если только у вас хватит терпения вести бизнес в системе, погрязшей в коррупции.

Основным преимуществом этой страны, объясняет он в своем офисе с видом на Днепр, является такая свобода, которой нет в развитых странах уже сотни лет. Например, по его словам, вам может сойти с рук убийство. Как информируют Экономические новости, об этом пишет The New York Times.

«В этой стране вы можете убить человека и не попасть в тюрьму, если у вас достаточно денег и у вас есть связи», — говорит он, отхлебывая чай на плюшевом кожаном диване. » А если у вас нет связей, это может обойтись вам просто дороже».

Практика, когда «все дозволено» преследовала Украину в течение многих лет, но теперь правительство надеется обуздать ее с помощью криптовалюты. В начале сентября парламент страны принял закон о легализации и регулировании биткоина, что стало первым шагом в амбициозной кампании, направленной на то, чтобы сделать торговлю криптовалютами более популярной и провести ребрендинг всей страны.

«Мы хотим стать одной из ведущих юрисдикций в мире для криптокомпаний», — сказал Александр Борняков, заместитель министра Министерства цифровой трансформации, созданного два года назад. «Мы считаем, что это новая экономика, это будущее, и мы считаем, что это то, что будет стимулировать нашу экономику».

Он превратил эту идею в 90-секундный рекламный ролик, который продвигает Украину так же, как Apple продвигает гаджеты. Под грохочущий техно-саундтрек в ролике показаны пекари, менеджеры, медсестры и другие граждане, ведущие довольную жизнь в некой высокотехнологичной нирване.

«Мы инвестируем в стартапы и создаем надлежащие условия для их роста», — говорит женщина-диктор на английском языке. «Наша цель — построить самую удобную страну в мире, как для людей, так и для бизнеса».

Борняков озвучил идею — Украина как идеальное место для предпринимателей, которые ищут низкие налоги, минимум бумажной волокиты и множество квалифицированных кадров — в своем роуд-шоу, включая летнее турне по Кремниевой долине. Президент страны Владимир Зеленский встретился с генеральным директором Apple Тимом Куком, а также со студентами Стэнфорда.

Очень многие экономисты и политики с большим подозрением относятся к криптовалютам, называя их валютой, которую выбирают мошенники, отмывающие деньги, террористы, мафиози и вымогатели выкупа. Но сейчас проходит международный фестиваль Crypto’s Got Talent, в котором участвуют многие страны. По мере того как предприниматели вливаются в эту сферу, правительства некоторых стран начали делать простой расчет.

Если инвесторы собираются вливать в такие компании деньги, значит, их нужно заинтересовывать в переезде в новые юрисдикции. В последнее время инвесторы вливают деньги в такие компании ударными темпами. Финансирование технологий, связанных с блокчейном — криптовалют, игр, инфраструктуры, токенов, не являющихся фьючерсами, — в первой половине этого года достигло 7 млрд долларов США, по данным компании CB Insights, которая отслеживает эту отрасль.

Украина уже привлекла некоторых американцев и британцев в криптоиндустрию, и они приехали не потому, что являются приверженцами верховенства закона. Вместо этого они восторгаются всем — от доступных ресторанов до безумных рейвов. Что еще лучше, правительство не имеет ни малейшего представления о том, чем они занимаются и сколько зарабатывают.

«Здесь нет никаких правил», — сказал Чобанян с чувством гражданской гордости. «Точнее, правила есть, но их можно нарушать. Это идеальный баланс между абсолютной анархией и возможностями».

Просыпаюсь суперзвездой

Украинцы являются одними из самых заядлых пользователей криптовалют в мире, занимая четвертое место в рейтинге Global Crypto Adoption Index, составленном компанией Chainalysis. Ежегодно в страну ввозится и вывозится криптовалюта на сумму около 8 млрд долларов США (10,9 млрд долларов США), а объем криптовалютных транзакций в день, примерно 150 млн долларов США, превышает объем межбанковских обменов в бумажной валюте.

Дело не столько в криптолихорадке, сколько в отсутствии лучших вариантов. Банки в Украине настолько «склеротичны», что отправка или получение даже небольших сумм денег из другой страны требует изнурительной процедуры.

Сейчас Kuna обрабатывает около 3 миллионов долларов США в день, это ничтожно мало по сравнению с такими голиафами, как Binance, но достаточно, чтобы компания попала в недавний список Forbes самых дорогих компаний Украины. На достижение такого уровня популярности ушли годы. По словам Чобаняна, когда он впервые продал криптовалюту, это было похоже на сделку по продаже наркотиков.

Это был март 2014 года, месяц, когда он запустил компанию Kuna, названную в честь шкуры животного, которая в давние времена использовалась в качестве валюты. В то время компания состояла из трех человек и представляла собой не более чем веб-сайт с номером телефона и опубликованным обменным курсом. Чобанян вложил в Kuna около 50 биткоинов, которые он приобрел после изучения банковской и платежной индустрии в 2011 году и пришел к выводу, что криптовалюта может изменить мир.

Позвонил клиент, которому нужен был биткоин на сумму около 100 долларов. Они встретились на улице в центре Киева. Парень передал наличные, а Чобанян перевел биткоин через свой мобильный телефон.

«Я был в ужасе», — вспоминает он. «Я думал, что меня тут же арестуют».

Но это заняло немного больше времени. Полиция явилась в его квартиру в ноябре 2015 года в рамках обычной для того времени практики вымогательств при обыске. В то время Kuna вела всю свою деятельность онлайн и стала биржей, которую выбирало все большее число поклонников криптовалют. Пять полицейских несколько часов обыскивали квартиру Чобаняна и конфисковали его мобильные телефоны, компьютеры и даже Wi-Fi роутеры.

«Они подумали, что у меня есть и наличные деньги, — говорит Чобанян. Но у него их не было. Он знал, что должен был явиться в полицейский участок и выкупить свое оборудование. Вместо этого он написал на компьютере своего адвоката эмоциональное эссе, опубликованное в Facebook, в котором описал все свои мытарства.

«На следующее утро я проснулся суперзвездой», — сказал он. «Я был на пяти или шести ток-шоу, включая самое рейтинговое политическое шоу в стране».

Мелкая коррупция, такая как взятки гаишникам, практически исчезла, а с 2012 года страна значительно улучшила свои показатели в индексе восприятия коррупции Transparency International. С другой стороны, ментальность «вольницы» сохраняется. В Украине ведется борьба с поддельными сертификатами о прививках COVID-19, и никого, похоже, не беспокоит, что мэр Киева, бывший чемпион по боксу в тяжелом весе Виталий Кличко, живет над стриптиз-клубом, известным как место для встреч с проститутками. Является ли мэр владельцем «Рио», как называется клуб, неясно. Хотя, похоже, он работает по своим правилам. Группа предпринимателей, во время апрельской акции протеста перед зданием мэрии, обратила внимание Кличко, что «Рио» был открыт во время пандемии, в то время как другие предприятия были вынуждены закрыться.

У вас должны быть адвокаты

Украина пережила слишком много финансовых скандалов, чтобы ожидать большого притока крупных международных инвестиционных банков, с поблажками или без. Но тут появилась криптовалюта, у которой свои проблемы с репутацией. Возможно, это идеальный вариант.

Борняков совсем не так описывал преимущества криптовалют во время важной встречи в начале этого года с Зеленским, бывшим телевизионным комиком, который был избран президентом в 2019 году и который, возможно, наиболее известен в США как человек, разговаривавший по телефону с бывшим президентом Дональдом Трампом, который привел к первому импичменту Трампа. Борняков подчеркнул возможности, с точки зрения рабочих мест и экономического роста, а также отрицательные стороны бездействия.

«Здесь царит теневая экономика, — сказал Борняков в одном из интервью, — и если мы ничего с ней не сделаем, ее будет становиться все больше и больше, и мы не знаем, чем это закончится».

Цель состоит в том, чтобы удвоить процент, который технологии вносят в валовой внутренний продукт, с 5 до 10 процентов, и удвоить число людей, занятых в технологической индустрии, примерно до 500 000. К 2025 году, когда, по прогнозам Всемирного банка, ВВП Украины составит 180 млрд долларов США, доля технологий в этом показателе должна составить 18 млрд долларов США.

Как доказал Чобанян после обыска в его доме, основные активы технологической компании не могут быть конфискованы так же, как, скажем, электростанция или никелевый рудник. Было бы непросто присвоить компанию, обладающую знаниями, такую как, например, киевская фирма Hacken, специализирующаяся на кибербезопасности и работе с блокчейном. Ее ценность заключается в штате «белых хакеров», которые разбросаны по всему миру.

Ее соучредитель Евгения Брошеван расположилась в конференц-зале в Creative States и размышляет о том, как она стала лидером в такой отрасли, где доминируют мужчины. По ее словам, это заслуга ее бабушки, учительницы математики, которая, похоже, также передала ей способность к практическому мышлению, что в Украине является важным условием.

«В любом случае, — сказала она, обсуждая возможные риски для компании, — вам нужны юристы».

Мне нравится, что здесь все коррумпировано

В ресторане «11 Mirrors Rooftop» в меню есть рибай за 180 долларов, на стене висят фотографии знаменитостей с автографами, а из окон открывается панорамный вид на центр Киева. Это похоже на стейкхаус, который был доставлен по воздуху из казино Лас-Вегаса, и принадлежит он брату киевского мэра, феномену в тяжелом весе Владимиру Кличко. Место идеально подходит для любителей автомобилей. Стрип-клуб Rio находится в нескольких шагах вниз по улице.

В один из недавних вечеров за маленьким круглым столиком здесь сидят два представителя международного пула криптовалютных талантов. Хартей Савни, выросший в Принстоне, штат Нью-Джерси, стал одним из основателей Zokyo, криптоаудиторской фирмы, которая оценивает безопасность токенов и смарт-контрактов. Шади Патерсон — британец, который руководит компанией, набирающей сотрудников для криптокомпаний. На нем футболка с надписью «Принимайте таблетки».

Оба мужчины проживают здесь, и оба излучают чувство, что они нашли правильное место и правильный сектор в нужный момент.

«Сегодня у нас есть множество возможностей сделать 100 X ваших денег в криптовалюте», — говорит Савни. «На пике своего развития интернет рос в плане пользователей на 63 процента в год. Криптовалюта с момента своего появления росла на 137 процентов».

Сахни и Патерсон относятся к новому закону о криптовалютах в Украине двояко. Они понимают потенциальные преимущества легитимности, которая приходит с государственной печатью. Им также нравится управлять компаниями, которые не боятся никаких правил и не платят украинских налогов. Что касается неустойчивого отношения страны к добросовестности, то это тоже является привлекательным моментом.

«Мне нравится, что здесь все коррумпировано», — говорит Савни. «Здесь мы можем играть в игру, в которую в США играют только элиты. Мне не нужен лоббист. Мне нужно заплатить кому-то на границе, я могу. Мне нужно заплатить политикам — я могу».

Сахни предпочитает, чтобы его бизнес оставался не просто под радаром, а вообще вне его. Патерсон разделяет этот порыв. Но он сказал, что ему придется либо платить процент бандитам за отмывание денег, либо процент «другим бандитам», а именно украинскому правительству, которое превратит его криптовалютные сбережения в надежно защищенную заначку.

В своих будущих выступлениях Министерство цифровой трансформации, несомненно, сформулирует это по-другому, но Патерсон уловил суть послания правительства.

«Я могу легализовать все свои деньги, и ни одна страна не сможет ничего с этим поделать» — сказал он, словно описывая сон. «Я могу отправить их куда угодно. Я могу купить на них дом. Для криптовалют это просто невероятная реальность», — заключает Патерсон.

Проверьте

Оттенки серого: Поиски истины в войнах «вакцинаторов» и «антипрививочников»

Оттенки серого: Поиски истины в войнах «вакцинаторов» и «антипрививочников» Как только в мире заговорили о …

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *