Отмена ПСО по газу для тепловиков приведет к коллапсу ЖКХ
19 мая, аккурат в день пионерии, произошло историческое событие — Кабмин отменил специальные обязательства (ПСО) по поставкам газа предприятиям теплокоммунэнерго. Переоценить этот «революционный» шаг трудно, представить его последствия — страшно, охарактеризовать в рамках нормативной лексики — невозможно.
Это второе за последнее время неадекватное решение власти после резкого повышения цены на газ для населения и коммунальной сферы, о котором недавно приходилось писать. Кстати, предсказания пока что подтверждаются: разговоры о якобы снижении цены на газ после скандальной смены руководства «Нафтогаза» так и остались разговорами, информируют Экономические Новости.
Если все же попытаться кратко охарактеризовать последствия отмены ПСО для тепловиков, то это коллапс и исчезновение горячего водоснабжения уже летом и отопления — зимой.
Что это такое и к чему оно ведет
Дня начала немного терминологических определений.
Итак, ПСО — это аббревиатура от украинского «покладення спеціальних обов’язків». Происходит от англоязычной аббревиатуры PSO — public service obligations, что можно перевести как «обязательства для удовлетворения общественных потребностей». В законодательстве Украины ПСО определяется как возложение специальных обязательств на поставщиков газа и электроэнергии для обеспечения общественных интересов, иными словами для обеспечения нормальной жизнедеятельности граждан и общества в целом в условиях так называемого рынка, на котором цена на тот же газ может быть теоретически любой. Достаточно вспомнить, что несколько лет назад цена на спотовом рынке газа в Европе кратковременно подскакивала выше 1000 долларов за кубический метр, и очевидно, что при такой цене коммунальное хозяйство работать не может не только в Украине, но и где бы то ни было.
ПСО по поставкам газа коммунальным предприятиям означает поставку топлива не только по определенной цене, но и на определенных условиях, то есть без предоплаты, непрерывно, независимо от наличия долгов за ранее поставленный газ, поскольку прерывание поставок угрожает жизни и здоровью людей, а также инфраструктуре, в том числе техногенными катастрофами.
ПСО в том или ином виде существовало в Украине всегда. Разговоры об отмене ПСО шли давно…
И вот, 19 мая 2021 года на рядовом заседании Кабмина премьер Шмыгаль как бы между прочим заявил, что со следующего дня «эра ПСО» в Украине оканчивается, и обязательства более действовать не будут.
«С завтрашнего дня правительство больше не регулирует цены на газ для теплокоммунэнерго и не обязывает Нафтогаз продавать газ для них по фиксированной цене», — уведомил Шмыгаль.
Он заявил, что теперь коммунальщики будут сами заключать договоры на поставку газа. Разрешается только менять поставщиков газа даже при наличии долгов по прежним контрактам, что ранее запрещалось.
Насколько можно понять, одной из главных целей было снять ответственность за проблемы коммунального сектора с центральной власти и полностью переложить ее на местное самоуправление. Именно так, видимо, следует понимать слова Шмыгаля о том, что «теперь тарифы для населения — исключительно зона ответственности местных властей, а неэффективность менеджмента теплокоммунэнерго уже не позволят прикрывать спецценами на газ».
Шмыгаль ничего не сказал о том, что в условиях грабительских цен на энергоносители, устанавливаемых формально подконтрольным Кабмину «Нафтогазом», а также в условиях беднеющего населения никакого эффективного менеджмента быть не может в принципе, а могут быть только стремительно растущие долги.
По официальным данным, долги тепловиков за газ составляют в настоящий момент более 50 млрд гривен. Значительная часть этого долга, а именно 27 млрд гривен, обусловлена тем, что государство не компенсировало разницу между отпускными ценами на газ «Нафтогаза» и теми более низкими ценами, которые тепловики закладывали в тарифы на свои услуги. Некоторая часть этого долга тянется еще с 2016 года, то есть уже 5 лет, чуть ли не со времен недоброй памяти Яценюка. На сей счет был подписан специальный меморандум между Кабмином и мэрами городов, в соответствии с которым местные власти не повышали тарифы, а правительство должно было эту разницу компенсировать на основании некоего закона, инициируемого Кабмином, но таковой закон пока что никто даже не видел.
На сегодняшний день разница между рыночными ценниками на газ, и теми, что заложены в тарифы на тепло и горячую воду — порядка 30%, и непонятно, что с этим делать дальше.
Среди мэров городов и тепловиков на сей счет якобы уже ходят разговоры, что Шмыгаль учинил самое обычное «кидалово». К тому же, ходят упорные слухи о его возможной отставке, а что в вопросе меморандума со Шмыгалем и старых долгов за потребленный в прошлые периоды газ «запоет» новый премьер и Кабмин — не ведомо даже самому Аллаху. В результате, местные власти и коммунальщики могут остаться один на один со своими долгами, образованными взвинчиванием цен на газ «Нафтогазом». Поставщики газа в лице преимущественно частных облгазов будут газ просто отключать за долги. Впрочем, поскольку из-за долгов тепловиков образовались долги облгазов перед «Нафтогазом», последний также будет отключать или ограничивать поставки газа облгазам.
К чему все это приведет в конечном итоге?
Коснется это, прежде всего, жителей многоквартирных домов. Сначала исчезнет горячая вода, конечно, там, где она еще до сих пор была. Правда, летом ее очень часто не бывает вообще, поэтому сначала обыватели могут на это не обратить внимание. К тому же, очень многие уже давно обходятся без горячей воды, установив бойлеры, преимущественно электрические. Поскольку рано или поздно станет понятно, что горячей воды можно не ждать, количество бойлеров в домах станет резко увеличиваться, что так же резко увеличит нагрузку на электросети, трансформаторные подстанции и соединяющие их с домами фидеры, внутридомовое электрооборудование. Поскольку электрооборудование на такие нагрузки чаще всего не рассчитано, начнутся отключения электроэнергии, выход оборудования из строя и аварии, возможны даже пожары.
Но настоящий коллапс ожидает осенью ближе к зиме, когда выяснится, что отопления тоже не будет, и станет холодно. Начнется массовая установка различного рода нагревательных приборов, прежде всего электрических, от промышленных, включая кондиционеры (для тех, кто побогаче) до обычных обогревателей, а также разного рода самодельных обогревателей. О последствиях перегрузки электросетей сказано выше, только при использовании электричества для обогрева в многоквартирных домах риски будут намного больше, чем при просто нагреве воды, поскольку мощности и потребляемой энергии потребуется значительно больше.
Трындец: некоторые цифры, факты и перспективы
Чтобы понять, куда толкает страну Зе-власть и правительство рассмотрим более детально в цифрах и фактах надвигающийся «трындец».
Тот факт, что тепловики теперь будут получать газ по более высокой цене, является важной, но не единственной проблемой. Не менее важно, что до сих пор они его получали без предоплаты и даже при наличии долгов, то есть их не имели права отключать. Теперь ситуация резко меняется: облгаз их будет выключать при наличии долгов или даже до получения предоплаты. Повторим, это значит, что отопительный сезон в нынешнем году может не начаться вообще.
Что же касается цены, то если в мае тепловики получают газ по 8,2 гривны за кубометр (что само по себе дорого), то уже на июнь прогнозируют 9,5 гривны за куб без учета доставки. С доставкой цена куба может превысить 11 гривен. Если в Европе, на которую у нас равняются в ценах, начнется резкое подорожание газа, а это вполне возможно, то «катастрофа станет еще катастрофичнее», если так можно выразиться.
Нынешние тарифы на горячее водоснабжение о топление устанавливались из расчета 8,5 гривен за куб. Если же цена газа взлетит до 11 гривен за куб, то тарифы придется резко повышать. По ряду оценок, они могут взлететь на 30-60%, и за отопление квартиры площадью 50 квадратов придется платить на 1-2 тысячи гривен в месяц больше.
Правда, когда этот текст уже был написан, в медиа появились слухи о том, что «Нафтогаз» якобы будет предлагать тепловикам топливо по 8,3 гривны за куб. Но это сейчас, а что будет, если действительно резко взлетят цены на газ в Европе?
Да и вообще, слухов ходит много, но внятной позиции власти, позволяющей делать какие-то выводы, не слышно.
Что же касается самой возможности того, что отопительный сезон в нынешнем году может не начаться, то такая перспектива является более чем реальной.
По ряду прогнозов, газ тепловикам в регионах могут отключить уже в июне-июле за долги. Для его подключения надо будет уплатить долг или пойти на некую реструктуризацию, с которой еще больше вопросов.
Возможность получения банковского кредита для погашения долга и/или осуществления предоплаты в большинстве случаев является призрачной. Вопрос об огромных банковских процентах — это вообще отдельная тема. Но надо понимать, что если кредит все же дадут, то эти проценты «повиснут» на себестоимости услуг и тарифы на услуги будут еще выше.
Не менее интересен вопрос обеспечения банковских кредитов. Таковым может стать коммунальное имущество, поскольку теплокоммунэнерго преимущественно находятся в коммунальной собственности, все эти трубы, бойлерные, насосные станции, станции теплоснабжения, котельные и так далее — словом, преимущественно старое изношенное оборудование, скорее всего, еще советского «разлива». Но если даже банк возьмет это имущество в залог, а тепловики за кредит не рассчитаются, то встанет вопрос отчуждения залога.
Еще один вариант — это получение тепловиками газа под гарантии местной власти. Но такое возможно разве только в столице и в крупных городах. Кстати, открывается непаханое поле для коррупционного «распила» разного рода «вкусных» кусков коммунальной собственности, например, земли и недвижимости. Если кто забыл, то, в том числе, по газовым схемам в 1990-х начинался дерибан бывшей общенародной собственности.
Кроме прочего, новации с поставками газа будут вымывать средства из местных бюджетов. Им теперь придется экономить средства на школах, медицине, дорогах, других расходах, чтобы обеспечить поставки газа и не допустить замерзания населенного пункта зимой.
Несмотря на более чем непредсказуемую ситуацию, буйная фантазия реформаторов продуцирует все боле идиотические новации, чреватые гарантированным коллапсом и замерзанием страны зимой, о чем на своей странице в соцсетях пишет народный депутат Алексей Кучеренко:
«Сейчас группа грантоедов вместе с некоторыми чиновниками предлагают еще ввести и «рынок тепла». Что это такое – не понимает никто, кроме этих авантюристов. Что ждет потребителей – точно ничего хорошего. По предварительным оценкам, тарифы на тепло должны вырасти в 1,7-1,8 раза».
Глава Союза потребителей коммунальных услуг Олег Попенко с отменой ПСО и переходом на «рыночные» цены на газ прогнозирует резкий рост долгов населения за коммуналку:
«Рост тарифов приведёт к росту долгов за ЖКУ.
С 01.01. 2021 года тарифы на тепло по Украине выросли в среднем до 20%, и это привело к тому что процент неплатежей за тепло увеличился с 12% до 47%. То есть 35% украинцев не смогли заплатить за тепло.
Если ТКЭ поднимут стоимость своих услуг хотя бы на 30%, то уже в этом году 50% украинцев не смогут заплатить за ЖКУ, и нас ждет общий долг на конец года более 100 млрд гривен».
Наконец, появилась информация о том, что готовятся некие новые предложения по тарифам для НКРЭ в расчете на то, что регулятор утвердит так называемый плавающий тариф, когда газовую составляющую можно будет менять ежемесячно в зависимости от цены на газ – уже без согласования с Нацкомиссией.
Если это правда, то осенью-зимой страну ожидает полнейшая вакханалия и космические долги с непредсказуемыми последствиями.