Смерть белорусского диссидента в Украине усиливает опасения по поводу «эскадронов смерти» Лукашенко
Активист бежал из родной Беларуси на фоне жестоких репрессий диктатора Александра Лукашенко после скандальных президентских выборов в стране в августе 2020 года. Он поселился в Украине и основал организацию для помощи другим преследуемым белорусским изгнанникам. А на этой неделе Виталия Шишова обнаружили повешенным в одном из парков Киева.
Украинская полиция начала расследование убийства, а члены организации Шишова, Белорусского дома в Украине (БДУ), говорят, что киевские власти предупреждали их о возможных покушениях. Как информируют Экономические новости, об этом пишет The Atlantic Council.
Активист БДУ Юрий Щучко рассказал телеканалу «Настоящее время», что Служба безопасности Украины (СБУ) предупредила о том, что «люди из белорусских сил специальных операций и других подразделений приедут в Украину, чтобы физически ликвидировать» их. «Они просили нас быть осторожными, потому что здесь действует сеть агентов белорусского КГБ, и все возможно».
БДУ также выпустил собственное заявление в Telegram следующего содержания: «Местные источники и наши люди в Беларуси неоднократно предупреждали нас о возможных провокациях, вплоть до похищения и убийства. Виталий реагировал на эти предупреждения со стоицизмом и юмором».
Смерть Шишова при подозрительных обстоятельствах поднимает тревожный вопрос: Помимо угона коммерческого авиалайнера и похищения пассажиров, автократический режим Лукашенко теперь развязывает эскадроны смерти в Европе? Это уже не первый случай подобных обвинений.
В январе брюссельское издание EUObserver опубликовало аудиозапись, на которой Вадзим Зайцов, в то время глава белорусского КГБ, очевидно, планировал убийства трех диссидентов в изгнании, проживающих в Германии, еще в 2012 году. Эксперты-аудиотехники и бывший сотрудник МВД Беларуси подтвердили подлинность записи.
Президент ждет этих операций», — сказал Зайцов сотрудникам седьмого отдела группы «Альфа» КГБ, тайного подразделения, созданного для борьбы с политическими врагами режима Лукашенко. Зайцов сказал, что Лукашенко положил «более 1,5 миллиона долларов США на специальный счет» для проведения нелегальных операций и «хотел увидеть результаты».
Среди жертв были бывший начальник тюрьмы Олег Алькаев, бывший начальник ОМОНа Владимир Барадач и бывший начальник антикоррупционной полиции Вячаслав Дудкин.
Убийства этих троих на самом деле так и не состоялись. Зайцев также заявил, что КГБ должен «работать над» белорусским журналистом-диссидентом Павлом Шереметом, который в то время жил в эмиграции в Москве. Он описал в мельчайших подробностях, что Шеремет должен быть убит в результате сильного взрыва, чтобы послать сигнал. «Если все будет выглядеть как естественные причины, это не так засядет в умах людей», — сказал Зайцев в записи. Четыре года спустя, в июле 2016 года, Шеремет был убит в результате взрыва автомобиля в Киеве.
В декабре 2019 года украинские власти, расследовавшие гибель Шеремета от взрыва автомобиля, арестовали Яну Дугарь, Андрея Антоненко и Юлию Кузьменко — ветеранов войны Украины против российских войск на Донбассе. Но дело против этих троих подверглось широкой критике в украинских СМИ и организацией «Репортеры без границ». Оно также страдает от нестыковок, а судебный процесс неоднократно откладывался из-за проблем с доказательной базой обвинения.
Шишов и Шеремет — одни из последних в длинном ряду противников автократического режима Лукашенко, погибших при загадочных или подозрительных обстоятельствах.
Журналист-диссидент Олег Бябенин, который основал организацию «Хартия-97», был найден повешенным в своем загородном доме в деревне Пяргурава под Минском 3 сентября 2010 года. Власти посчитали его смерть самоубийством.
Коллеги Бябенина оспаривали это заключение, отмечая подозрительные повреждения, включая сломанную лодыжку, порезы и царапины на руках и груди, а также синяки на спине. Годами ранее, в 1997 году, Бябенин был похищен и подвергнут инсценировке казни. Ему также неоднократно угрожали расправой. И Amnesty International, и Комитет по защите журналистов призвали к расследованию его смерти.
В 1999 и 2000 годах четыре противника Лукашенко исчезли и считаются погибшими. Среди них были Юрий Захаренко, лидер оппозиции и бывший министр внутренних дел; Виктор Гончар, бывший заместитель премьер-министра; Анатолий Красовский, бизнесмен, поддерживавший оппозицию; и Дмитрий Завадский, журналист и оператор, работавший с Шереметом.
В 2001 году два бывших белорусских прокурора, бежавших из страны, Дмитрий Петрушкевич и Олег Случек, заявили, что, по данным их расследования, четверо диссидентов были убиты элитным эскадроном смерти, сформированным в 1997 году. В 2019 году Юрий Гаравский, сотрудник элитного подразделения быстрого реагирования СОБР МВД Беларуси, бежал из страны. В интервью Deutsche Welle он подтвердил, что Захаренко, Гончар, Красовский и Завадский были похищены и убиты эскадроном смерти.
Утверждения о том, что Лукашенко использует эскадроны смерти для устранения своих оппонентов, появились как минимум два десятилетия назад. Появляется все больше признаков того, что эти убийства выходят за пределы Беларуси.
Расследование смерти Шишова, произошедшей в начале этой недели в столице Украины, только начинается. По мере продвижения этого процесса, расследование убийства в Киеве в 2016 году соотечественника Шишова Павла Шеремета, вероятно, также должно быть перезапущено, чтобы внимательно изучить возможную причастность белорусского режима. У Украины есть возможность и обязанность дать миру понять, действительно ли лукашенковские эскадроны смерти вышли на международный уровень.