24 января, 2024 2:52

Украинская земля: экспроприация паев и шевченковские «Гайдамаки» в перспективе

Украинская земля: экспроприация паев и шевченковские «Гайдамаки» в перспективе

Итак, картина окончательно прояснилась: одним из важнейших элементов так называемой земельной реформы станет не только так называемый рынок земли, то есть купля-продажа земли сельскохозяйственного назначения, но также экспроприация, то есть изъятие земельных наделов у массового собственника паев бывшей колхозной и совхозной земли.

Налицо типичная капиталистическая экспроприация мелкого собственника в пользу крупных землепользователей, отечественного и зарубежного аграрного капитала, которой придумали красивое название «консолидация земель».

Краткое введение в ограбление

Разговоры о предоставлении миллионам владельцев земельных наделов, доставшихся от разграбленных колхозов, права свободно этими наделами распоряжаться рассчитаны разве только на наивных или умственно неполноценных. Такой же лживой пропагандой являются уверения в том, что принятый во втором чтении 28 апреля 2021 года законопроект №2194 «О внесении изменений в Земельный кодекс Украины и других законодательных актов относительно усовершенствования системы управлении и дерегуляции земельных отношений» направлен на децентрализацию земли и с передачей угодий в собственность территориальных общин, на упрощение оформления участков и устранение «земельной бюрократии». Точнее, вполне возможно, что эти изменения таки будут иметь указанные последствия, но положительными эти последствия будут не для миллионов владельцев земельных паев, а для крупных отечественных землепользователей, иностранного капитала, спекулянтов и проходимцев всех мастей, которые в скором времени, как мухи, слетятся на один из крупнейших в истории переделов сельскохозяйственной земли. Ведь 42 млн гектаров пашни, преимущественно плодородной, да еще в центре Европы — это космический масштаб одновременно идиотического и преступного дерибана и передерибана.

О социальных последствиях протянутого «закона» для села и Украины в целом скажем немного позднее. а пока отметим, что последствия эти будут тяжелейшими и непредсказуемыми.

С результатами поименного голосования за этот закон, открывающий широчайшие возможности для обезземеливания нынешних владельцев паев, можно познакомиться на сайте Верховной Рады.

Всего за принятие норматива в целом было отдано 283 голоса. Львиную долю из них в количестве 237 голосов отдали «слуги народа», то есть для протаскивания антинародного «закона» хватило бы голосов фракции Зеленского.

Но ей в этом вопросе подсобили так называемые «оппозиционеры». Определенное количество голосов, не взирая на якобы «оппозиционность», дали Евросолидарность Порошенко и даже ОПЗЖ, хотя справедливости ради следует сказать, что в поддержку норматива были отданы далеко не все голоса этих фракций. Подбросили голосов «Голос», «Довіра» и «За майбутнє».

Последовательно, принципиально и категорически против так называемого рынка земли в парламенте выступила только одна политическая сила. Это «Батьківщина» Юлии Тимошенко. Эта фракция не только единогласно не голосовала за норматив, но и демонстративно отсутствовала в зале во время голосования всем составом фракции.

Обращает внимание тот скандальный факт, что закон был в тот же день 28 апреля 2021 года подписан Зеленским прямо с «колес» (). Хотя в него вносились поправки в зале прямо с голоса, времени на учет всех поправок просто физически не было, и что на самом деле подписал Зеленский, никто не знает. На момент написания этого текста, никому не был известен абсолютно достоверный, как говорится, «до запятой» окончательный текст норматива. Собственно говоря, налицо еще один способ манипуляций, но далее вдаваться в это не будем, отметив лишь, что подписание подобного рода важнейших документов «на колене» само по себе есть преступление. И вообще, сложилось впечатление, что скоропостижным подписанием такого неоднозначного документа Зеленский пытался сбить волну скандала после увольнения руководства «Нафтогаза», чтобы несколько ублажить внешнее управление.

Национальные особенности земельного беспредела

Содержание законопроекта №2194 подробно рассматривалось в материале «Рынок земли в Украине: чернозем на вывоз?», поэтому остановимся лишь на некоторых новых и особо характерных вопросах.

Повторим, что формально норматив направлен на децентрализацию земли и с передачей угодий в собственность территориальных общин, на упрощение оформления участков и устранение «земельной бюрократии».

Суть децентрализации состоит в том, что земли за пределами населенных пунктов переходят в собственность объединенных территориальных общин. «Цена вопроса» — примерно 2 млн гектаров земли, которые получают в свое распоряжение местные власти, теперь они будут иметь приоритетное право контроля за использованием и охраной земель. Территориальные громады и местные власти будут отвечать за смену целевого назначения земли, то есть будут менять целевое назначение, например, с сельскохозяйственных угодий на землю под застройку, в том числе с возможностью перехода этих земель юридическим лицам и иностранцам.

Как сказал бы капитан Жеглов, да это же Клондайк, Эльдорадо! В коррупционном смысле…

Хотя формально это является положительным моментом, поскольку сейчас местные власти фактически вообще отстранены от распоряжения землей. Зато процветают схемы по раздаче земли, в частности, через Госгеокадастр на подставных лиц якобы для ведения личного приусадебного хозяйства, а поскольку такая форма землепользования не подпадает под мораторий на продажу земли сельхозназначения, то земля фактически уходила «налево», часто со сменой целевого назначения.

Вопрос, станет ли распоряжение земли эффективным и будут ли изжиты преступные схему, если право распоряжения указанными 2 млн гектарами перейдет местным органам? Ведь очевидно, что никакие «территориальные громады» землей распоряжаться на самом деле не будут. Это право получит местное чиновничество, изголодавшееся, пока без их «участия» уплывали гектары местных земель, а теперь они смогут «участвовать» в процессе распоряжения землей — в землеотводах, в смене целевого назначения, а теперь еще и в «консолидации» земельных участков в крупные банки в интересах обладателей больших денег. Для тех, кто имеет представление об отечественном мафиозно-кумовском укладе на местах, далее ничего пояснять не надо.

В медиа уже давно высказывается вполне обоснованное мнение, что включение в протянутый закон норм о «2 миллионах гектаров для местных кланов» стало такой себе взяткой, которую Зе-власть дала местному «элитняку», чтобы протянуть земельную реформу в интересах крупного отечественного и иностранного капитала.

Но 2 млн га — это не единственная и далеко не самая главная и «жирная» норма.

Ранее приходилось писать о том, что законопроект №2194 открывает широчайшие возможности для дерибана-передерибана земли, а также просто для хищнического уничтожения природного богатства (). В конечном варианте эти лазейки остались.

Здесь и реальная возможность безнаказанно снимать и вывозить верхний плодородный слой земли, как это, кстати. делали гитлеровские оккупанты во время войны. Несмотря на формальный якобы запрет на приобретение иностранцами земли сельхозназначения до решения этого вопроса на референдуме (который неведомо когда и как будет проводиться), иностранные юрлица могут создавать в Украине юрлица с участием украинских юрлиц, которые получат право приобретать землю с 2024 года.

Все эти скандальные нормы остались и были приняты, несмотря на отчаянные попытки противников такой «реформы» затормозить принятие норматива путем внесения тысяч поправок. К тому же, именно через механизм поправок в текст были внесены дополнительные возможности для беспредела.

В частности, это протянутая с голоса в зале при рассмотрении во втором чтении норма о том, что право на аренду земельного участка можно будет продавать и передавать в залог без согласования с собственником…

Так и хочется спросить: это уже крепостное право или только подготовка к его введению?!

Суть здесь состоит в том, что право аренды земли (эмфитезис) может отчуждаться, передаваться в залог без согласования с собственником земельного участка, кроме случаев, определенных законом. Отчуждение и залог права аренды осуществляется по письменному договору между пользователем и лицом, в пользу которого идет отчуждение или залог. Такой договор уже является основанием для государственной регистрации перехода права пользования.

Очевидно, что в такой издевательской норме заинтересованы как нынешние агробароны, арендующие у владельцев паев землю, так и будущие хозяева земли. Собственно говоря, при такой форме закрепощения даже формальное право собственности особо не нужно, как не нужно тратиться на покупку земли, и достаточно закрепостить участок за конкретным арендатором, даже не спрашивая мнения формального собственника. А если этот собственник захочет продать свой надел, то первоочередное право покупки имеет все тот же арендатор, который купит по той цене, по которой ему захочется, вплоть «до задаром», особенно если этот пай окружен контролируемыми этим арендатором землями, то есть никто другой этот пай в принципе покупать уже не будет.

Иными словами, нынешние арендаторы могут свободно распоряжаться угодьями — передавать их в пользование другим лицам, оформлять в залог. А формальный собственник при этом вообще остается «не при делах».

При этом, напомним, в качестве главного аргумента в пользу проведения земельной реформы цинично называлось «предоставление собственникам реального права распоряжаться своей землей»!

Принятый норматив открывает целый ряд таких возможностей, за которые в старые времена «светили» большие сроки заключения вплоть до «высшей меры социальной защиты». Например, появляется возможность безнаказанно изменить целевое назначение земель лесного фонда, заповедных зон, вблизи водоемов, которые доселе хотя бы формально считались неприкасаемыми, хотя втихаря их дерибан идет давно, и указанные нормы позволят легализовать незаконный захват этих земель, а также придать ему новый мощный импульс.

Приоритетное право на выкуп земли, включая землю сельхозназначения, получают те, кто имеет лицензию на добычу полезных ископаемых. Формально это может выглядеть примерно так: коррупционным путем оформляется лицензия на добычу, условно говоря, песка, и на этом основании можно получить в пользование и/или собственность тысячи гектаров плодородной земли, в том числе в обход пресловутой ограничительной нормы в 100 гектаров «в одни руки», причем в этом случае вообще отсутствуют оговорки о наличии украинского гражданства обладателей лицензий.

Еще раз об одиозной норме о «вывозе чернозема», которая так и осталась в принятом проекте. Снятие верхнего плодородного слоя можно узаконить проектом землеустройства, который разрабатывает сам землепользователь или нанятая им любая «частная лавочка», и этот проект ни с кем согласовывать не надо. Под видом борьбы с бюрократией и коррупцией получаем безнаказанность в хищническом использовании земельными угодьями.

Противники «реформы» обещают обжаловать его в Конституционном суде. Оснований для отмены всего закона или его отдельных положений как неконституционных и противоречащих действующему законодательству существует множество. Но трудно возлагать серьезные надежды на КС, сами судьи погрязли в коррупции и имеют крайне сомнительную репутацию, а вдобавок Головатый и Тупицкий устроили клоунаду, запрещая выплачивать друг другу жалованье, кстати, очень и очень немалое жалование.

Мнения: от пролетаризации села до «Гайдамаков» Шевченко

Далее приведем подборку мнений ряда экспертов об экономических и социальных последствиях принятия и введения в действие законопроекта №2194.

Экономический эксперт Александр Гончаров отмечает:

«В.Зеленский подписал закон, в соответствии с которым снимается мораторий на продажу сельскохозяйственных земель, действовавший на протяжении последних 19 лет. Суммарная стоимость этого земельного актива оценивается экспертным сообществом всего лишь в 81 млрд долл США, т.к. сегодня из-за масштабного кризиса все украинские активы оцениваются по самым низким ценам и подавляющее большинство населения сидит «на мели».

Также 28 апреля этого 2021 года во втором чтении и в целом Рада приняла Закон №2194 о проведении земельной децентрализации, т.е. передачу земель «на места» общинам, в частности:

— передача земель в коммунальную собственность сельских, поселковых, городских советов;

— отмена лишних разрешений и дублирования процедур проверки документации по землеустройству;

— введение независимого контроля документации по землеустройству через общественную экспертизу / рецензирование и т.д.

Как же быстро «Слуги народа» всё профукали, и выставили на продажу оставшееся «фамильное серебро» по самому дешевому ценнику».

Обратим внимание, на указанную Гончаровым денежную оценку стоимости украинской земли в размере 81 млрд долларов. И это за 42 млн гектаров плодородной пашни в центре Европы!!!

Отгадка секрета такой оценки видится простой. Примерно в такую сумму оцениваются долги Украины. А вы думали, зачем внешнее управление и отечественная компрадорщина загоняет страну в долги — во все эти «транши МВФ», «пирамиды ОВГЗ», «ВВП-варранты» и прочие «евробонды»…

Здесь возникает вопрос о продаже активов государства во время кризиса, когда эти активы обесцениваются, особенно, если речь идет о земле, что можно расценивать как страшнейшее преступление.

Историк и политолог Константин Бондаренко проводит следующие историко-социальные параллели, предупреждая о тяжелых и непредсказуемых последствиях обезземеливания и пролетаризации нынешних собственников земельных паев:

«284 голоси за зміни до земельного законодавства запускають дуже складні процеси на селі і в Україні в цілому. Дуже скоро з‘явиться доволі чисельна категорія громадян — обезземельні селяни, сільський пролетаріат. І якщо після реформи 1861 року у Росії ця категорія стала головною рушійною силою індустріалізації та освоєння Сибіру і Далекого Сходу, то в Україні обезземелення на фоні деіндустріалізації призведе до стрімкої депопуляції населення та поглиблення демографічної кризи. Приклад тієї ж Австро-Угорщини, в якій не було вільних земель для експансії та потужного промислового буму, показує: в подібних умовах починається масова міграція населення — наприкінці ХІХ століття саме так почалася міграція до Канади.

Зміни до земельного законодавства в Україні були прийняті насамперед в інтересах транснаціональних корпорацій, без врахування інтересів простих селян чи дрібних фермерських господарств. Те, що єдиною фракцією, яка одностайно проголосувала проти даних змін, була фракція «Батьківщини», робить цю політичну силу головним опонентом влади на селі (а також в невеликих містечках України, які значною мірою залежні від землі і аграрного сектору). Тобто, це автоматично перетворює «Батьківщину» на головного опонента влади.

Очевидно, Юлія Тимошенко зараз буде вимагати проведення референдуму з земельного питання. Але чи піде на це влада? З одного боку, Володимир Зеленський обіцяв усі гострі питання виносити на Всеукраїнський референдум. Але чесний референдум може мати непередбачувані для влади наслідки. Не піти на референдум — дати додаткові козирі своїм політичним опонентам. Тобто, виникає доволі складна ситуація, яка, вочевидь, у повному обсязі проявиться вже у наступних політичних сезонах».

Наконец, экономический аналитик Алексей Кущ кратко анализирует с разных сторон последствия протянутого норматива и возможные механизмы экспроприации земель у мелких собственников, а также делает прогноз социальных последствий экспроприации земли, проводя трагические параллели из украинской истории:

«О скрытых законодательных технологиях и лжи власти.

На днях парламент утвердил законопроект о консолидации земель.

Вам часто лгут: земельную реформу «запустят» только для физических лиц; никто не заставит продавать землю; большинство украинцев не хотят продавать.

А теперь только правда и ничего кроме правды.

Да, украинцы не хотят продавать землю (примерно 60%).

А кто их будет спрашивать?

В соответствии с правительственным законопроектом: собственник земельного участка с целью консолидации вправе требовать через суд обмена смежного земельного участка на «равноценный».

То есть, главное — вклиниться в массив паев.

А потом можно через суд забрать у вас все ваши участки земли с обменом на «равноценные».

Примерно как землю под трущобами в Мумбаи забирают под застройку с обменом для их обитателей где-нибудь на «свалке».

Уже сейчас, крупные пользователи земли в Украине присматривают себе «обменный фонд» среди бросовых земель.

Дальше больше — проект землеустройства по консолидации с участием вашего участка земли можно будет разработать вообще без вашего согласия. Причем с уже новыми границами участков.

Суд все это должен лишь «утвердить».

Именно поэтому, судебная реформа затевается вместе с земельной: судья, местный «шериф» и лендлорд будут лучшими друзьями.

Добро пожаловать в Средневековье: Роби Гуды, ау…

И если правда, то вся.

Законопроект полностью удаляет раздел об обязанностях землепользователя.

А там: целевое назначение, охрана окружающей среды, уплата налогов, права владельцев смежных участков, сохранение плодородия почв, санитарные и экологические требования к продукции, правила добрососедства, сохранение геодезических знаков.

А теперь вопрос в студию.

Зачем эти нормы о консолидации, если в ближайшее время, можно будет купить всего несколько сотен гектаров и лишь физическим лицам?

Консолидация имеет смысл лишь при формировании больших массивов земли.

Ответ очевиден: нас ждет досрочное открытие «большого рынка» с целью «борьбы» с кризисом. «Дороги» уже не помогают.

Или активация схем скупки земли на подставных «физиков».

И уже сейчас готовьтесь к консолидации — вас никто не будет спрашивать.

Ну, или читайте поэму Т.Г. Шевченко «Гайдамаки»… Мы семимильными шагами движемся в 18 век…»

На счет шевченковских «Гайдамаков» — очень метко сказано. Действительно, советуем перечитать на досуге, чтобы понимать, к чему все это может прийти…

Проверьте

«Северный поток-2»: риски и последствия для Украины

«Северный поток-2»: риски и последствия для Украины Ситуация вокруг скандального газового проекта «Северный поток-2» (СП-2) …

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *