Выборы в Германии состоялись, но тумана стало еще больше
В воскресение, 26 сентября 2021 года прошли, в определенном смысле, эпохальные выборы в Германии. И хотя результаты выборов после предварительного подсчета всех бюллетеней в 90-миллионной Германии были известны уже на следующее утро (это же не 40-миллионная Украина с наполовину разъехавшимся населением, в которой бюллетени месяцами «считают»!), но ясности в вопросе дальнейшего формирования правительства результаты выборов не прибавили, а скорее наоборот, добавили тумана.
Эпохальные они не только потому, что от Германии критически много зависит во внутренней и внешней политике Европы. Напомним, что эти выборы знаменательны тем, что после них бессменная в течение 15 лет канцлер Германии Ангела Меркель уходит если не на политическую пенсию, то, как минимум, из активной политики.
Впрочем, результаты выборов таковы, что дата окончательного ухода Меркель остается пока загадкой. Перспективы формирования новой коалиции и правительства пока видятся весьма туманными, а согласно немецкому законодательству с целью обеспечения непрерывности власти, ныне действующее правительство Меркель будет выполнять легитимно свои обязанности до формирования нового. По некоторым оценкам, Меркель может окончательно уйти со своего поста после формирования нового кабинета не ранее начала следующего года.
Примечательность этих выборов состоит еще и в серьезном провале партийного блока Меркель ХДС/ХСС, который набрал наименьшее в обозримом прошлом количество голосов, о чем далее.
Итак, 26 сентября в Германии состоялись выборы в Бундестаг.
Итоги выборов таковы. Блок ХДС/ХСС (Христианско-демократический союз / Христианский социальный союз), у руля которого вместо Меркель теперь стоит Армин Лашет, взял 24.1% голосов. На первое место вышла Социал-демократическая партия Германии (СДПГ) заняла первое место, взяв 25,7% голосов.
То есть СДПГ обошла ХДС/ХСС на 1,6%, что хоть и немного, но дает социал-демократам право «первой ночи» при формировании правительства, конечно, если они туда вообще будут входить, что пока что не факт.
Кроме того, Зеленые заняли третье место, получив 14,8% голосов. Свободные демократы (СвДП) получили 11,5%, правые популисты из «Альтернативы для Германии» — 10,3%, а Левые (Die Linke) — 4,9%.
В блоке ХДС/ХСС провальный результат их политической силы на выборах уже назвали «катастрофой» и утратой статуса «народной партии». Партия никогда не набирала менее 30% голосов. В партии ожидаются организационные и кадровые выводы. Обострились сомнения в правильности выбора в качестве лидера ХСС Армина Лашета, которого продавила сама Меркель.
Налицо серьезный успех СДПГ, хотя разрыв между социал-демократами и ХДС/ХСС слишком мал, чтобы говорить о триумфе. Автором этого успеха называют лидера СДПГ Олафа Шольца, на котором партия «выехала» на выборах.
В немецких медиа бытует мнение, что кризис и эпидемия вызвали в немецком обществе запрос на опыт и дисциплину. Воплощением таковых является Шольц, который отличается в положительную сторону от Лашета, который часто теряется в серьезных ситуациях.
В Германии говорят о том, что если бы проводились прямые выборы канцлера, то Шольц выиграл бы у Лашета с огромным перевесом. Кроме того, многие избиратели голосовали за СДПГ, потому что хотели смены власти, то есть смены засидевшейся 15 лет у власти ХДС/ХСС.
Сейчас завязывается самая главная интрига — переговоры между ХДС/ХСС и СДПГ о создании коалиции притом, что Меркель до формирования правительства остается действующим премьером, а потому будет активно влиять на процесс. При этом и в СДПГ, и в ХДС/ХСС утверждают, что именно их партия станет правящей.
В настоящий момент существует три варианта формирования коалиции.
Прежде всего, это создание широкой коалиции СДПГ и ХДС, которые с учетом всех голосов должны набрать 50% +1 голос в бундестаге. Такая же коалиция существует и сейчас, но поскольку на предыдущих выборах ХДС набрала больше СДПГ, и пока является правящей, то СДПГ является «младшим партнером» коалиции. Кстати, при таком раскладе, старший партнер, сейчас это ХДС получает кресло канцлера, а второй по рейтингу младший партнер получает портфель министра иностранных дел, каковым сейчас является социал-демократ Хайко Маас.
Впрочем, в ХДС поднимают вопрос о том, что в такой коалиции должность канцлера может получить и Лашет. Такая позиция вызывает вопросы, поскольку СДПГ набрала хоть и на 1,6%, но все же больше, чем ХДС, и формально именно лидер СДПГ должен стать канцлером.
Вторым вариантом является так называемая «Ямайка» — по цвету флагов. Это коалиция ХДС/ХСС, Свободных Демократов и Зеленых. Именно такой вариант устраивает ХДС, поскольку в этом случае канцлером однозначно становится Лашет, протеже Меркель. Теоретически это правильно, но реально это отчуждает от власти СДПГ, которая все же набрала больше всех, а также лидера партии Олафа Шольца, имеющего наибольший личный рейтинг среди политиков Германии в настоящий момент. Кстати, в этом случае пост министра иностранных дел имеет все шансы получить лидер Зеленых Анналена Бербок, что само по себе забавно.
Третий вариант под названием «светофор» (опять по цветам флагов) состоит в создании коалиции в составе СДПГ, СвДП и Зеленых. В этом случае, канцлером становится Олаф Шольц.
Есть версия, что сейчас Свободных Демократов И Зеленых начнут «охмурять» с обеих сторон — как со стороны ХДС/ХСС, так и со стороны СДПГ.
Переговоры могут длиться очень долго и зайти с тупик.
Что касается изменений в политике Германии после выборов, то здесь наблюдаются интересные возможности. Усиление роли Свободных Демократов и Зеленых с целью формирования «Ямайки» или «Светофора», чревато более жесткой политикой в отношении Кремля. СВДП выступают за точечные санкции против окружения Путина, а Зеленые считаются идеологически близкими к США, и поэтому резко критикуют «Северный поток-2» и Россию.
Лашет в роли канцлера в целом будет продолжать политику Меркель, но с большим уклоном в сторону Москвы в виду его более промосковских настроений, о чем уже приходилось писать в ряде публикаций по теме выборов в Германии, в частности в последней из них «В борьбе за кресло канцлера Германии победу получает Кремль«.
Если же канцлером станет Шольц, то крен в сторону Москвы ожидается еще более сильным. Социал-демократы вообще ориентированы на Москву намного сильнее, и здесь достаточно вспомнить бывшего канцлера и лидера СДПГ Герхарда Шредера, который уже долгие годы занимает «теплое место» в руководстве «Газпрома».
Шольц работал министром финансов при Меркель, но его предыдущая карьера пересекается с Россией и, возможно, даже Путиным. Шольц начинал работу в правительстве Шредера, которого считают личным другом Путина. Шольц из Гамбурга, а именно за Гамбург Путин отвечал, работая в 1990-х в ленинградской мэрии при неоднозначном Собчаке. Гамбург и Санкт-Петербург — города-побратимы, связанные торговлей. Здесь замешаны многие давние интересы, причем отношения России и Германии при прошлом правлении СДПГ были намного лучше чем при Меркель, а Шредер выступал за Европу от Лиссабона до Владивостока.
«Если мы хотим обеспечить общую безопасность в Европе, то этим должны заниматься Европейский Союз и Россия», — заявил в медиа Шольц о своей политике в отношении Москвы.
Что же касается Украины, то Шольц, впрочем, как и Лашет и Меркель, не допускает ближайших перспектив членства в НАТО и ЕС.
Шольц выступил против поставок оружия Германией Украине. По его мнению, Германия таким образом потеряет нейтралитет в отношениях Украины и России, и это дискредитирует позицию Германии как члена нормандского формата и минского процесса.