Большая Палата Верховного Суда рассмотрела дело по заявлению Петухова В. С. о пересмотре судебных решений, вынесенных в отношении него, по основаниям установления решением Европейского суда по правам человека от 12 марта 2019 (заявление № 41216/13) по делу «Петухов против Украины № 2» нарушения Украиной требований ст. 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод из-за отсутствия надлежащей медицинской помощи, доступной заявителю, во время содержания под стражей, а также в связи с тем, что наказание заявителя в виде пожизненного лишения свободы является таким, которое невозможно сократить.
Установленные нарушения Конвенции состоят в том, что в Украине нет никаких законодательных норм по обеспечению паллиативного лечения осужденных в учреждениях исполнения наказаний, а также законодательных оснований пенологичного характера, обеспечивающих лицам, осужденным к пожизненному лишению свободы, перспективу реального освобождения или просмотра наказания.
Большая Палата, учитывая национальное законодательство и практику Европейского суда по правам человека, пришла к следующим выводам:
а) пожизненное лишение свободы как пропорциональный и справедливый вид наказания за совершение тяжких преступлений не противоречит идее человеческого достоинства, которая лежит в основе Конвенции, и не представляет собой нарушение ст. 3 настоящей Конвенции;
б) только несокращаемое пожизненное лишение свободы является нарушением ст. 3 Конвенции;
в) отсутствует нарушение ст. 3 Конвенции в том случае, когда существует нормативно определенный на национальном уровне и практически эффективный механизм просмотра наказания в виде пожизненного лишения свободы;
г) механизм просмотра наказания в виде пожизненного лишения свободы должен предоставлять национальным органам возможность оценить изменения поведения пожизненно заключенного и констатировать прогресс, который не оправдывает продолжающегося содержания в изоляции.
Большая Палата отметила, что в национальном законодательстве Украины существует существенный законодательный пробел, что касается урегулирования возможности освобождения лиц, осужденных к пожизненному лишению свободы. Однако заполнение пробелов в нормативно-правовых актах, принятие законов, внесение в них изменений и дополнений, согласование их положений между собой является прерогативой законодательной власти и не относится к полномочиям суда любой инстанции.
Учитывая изложенное, в деле «Петухов против Украины № 2» ЕСПЧ установил системную проблему в законодательстве Украины, которую можно преодолеть только мерами общего характера, направленными на устранение ее первопричины, путем внесения изменений в действующее законодательство и практики его применения.