Сегодня в Киеве проходит V International Compliance Forum. Ввиду усиления карантинных ограничений в столице, мероприятие проходит в online-режиме. Организатором форума выступила «Юридическая практика», при поддержке UNIC — Всеукраинской сети добропорядочности и комплаенса.
Добропорядочность бизнеса — миф или реальность? Ответ на этот вопрос искали участники первой сессии форума. В дискуссии приняли участие Сергей Деркач, руководитель департамента предотвращения и выявления коррупции Национального агентства предотвращения (НАПК), Татьяна Короткая, заместитель бизнес-омбудсмена в Украине, Антонина Прудко, глава Секретариата UNIC, Николай Бабенко, председатель правления СОК «КоФарминг Украина» Марина Вощилко, член наблюдательного совета ПАО «Глобус Банк» и Александр Ганжа, комплаенс-менеджер Dr. Reddy’s Laboratories (СНГ и Румыния). Модерировал Юрий Моисеев, советник ЮК L.I.Group.
«Мы поговорим об этических правилах поведения бизнеса, выясним, какие последствия, достигается ли заявленные цели», — отметил Юрий Моисеев, открывая дискуссию.
О деятельности НАПК в контексте антикоррупционного комплаенса рассказал Сергей Деркач. Он отметил, что НАПК является ключевым органом в формировании государственной политике в этой сфере и устанавливает «правила игры». Агентство также предоставляет методологическую помощь и осуществляет контрольные функции. Говоря об основных элементах антикоррупционного комплаенса, г-н Деркач выделил лидерство (без которого остальные элементы не будут эффективными), оценку коррупционных рисков (НАЗК планирует до конца года обновить соответствующую методологию), антикоррупционные программы (базис антикоррупционных политик в любой организации), наличие в компании лица, ответственного за реализацию такой программы (зачастую эта должность совмещается руководителем юрслужбы — НАПК намерена реагировать на такую ошибочную практику), создание каналов коммуникации для сообщений о фактах коррупционных правонарушениях (в Украине культура информирования находится на достаточно низком уровне; НАПК планирует создать единый портал для разоблачителей коррупции). В числе элементов антикоррупционного комплаенса представитель НАПК также назвал защиту разоблачителей. В продолжение своего выступления Сергей Деркач рассказал о полномочиях НАПК относительно проведения проверок как госорганов, так и юридических лиц, в том числе частного права.
Выступление Татьяны Короткой было посвящено вопросам риск-менеджмента во взаимоотношениях бизнеса и госорганов. По ее словам, зачастую в этой связи речь идет о давлении на бизнес со стороны государства. «Необходим баланс между давлением и защитой бизнеса в деятельности различных государственных органов», — подчеркнула г-жа Короткая. Она отметила, что в деятельности госорганов усматриваются определенные комплаенс-нарушения. С другой стороны, у бизнеса есть возможности устранить существующие уязвимости при коммуникации с госорганами. Наличие программы риск-менеджмента (комплаенс-проргаммы в широком понимании), по ее словам, представляется целесообразным даже для небольших компаний. Она является основой построения стабильного бизнеса, особенно в нынешних сложных условиях, считает заместитель бизнес-омбудсмена в Украине.
Антонина Прудко говорила о развитии глобальных стандартов добропорядочности бизнеса и новых зонах рисков. Она отметила, что вопросы комплаенса особенно актуализировались в последние годы. Различные международные организации разработали множество стандартов и рекомендаций в этой сфере (среди наиболее подробных докладчик назвала анализ рисков в компании, политики относительно подарков и поддержки политических практик, риск-менеджмента). Г-жа Прудко также рассказала о механизмах мониторинга, в частности со стороны OECD. В фокусе особого внимания, по ее словам, будут вопросы обеспечения каналов коммуникации для информирования о фактах коррупции, защиты разоблачителей, сотрудничество с частным сектором (в том числе привлечении бизнеса к разработке антикоррупционной политике государства). Говоря о глобальных тенденциях в сфере комплаенса, Антонина Прудко, отметила, что трансформация бизнес-процессов создали новые зоны рисков, требующих соответствующего реагирования — ряд международных организаций уже предоставили свои рекомендации, основанные на опыте первых месяцев введения ограничений в связи с пандемией COVID-19. Докладчик в частности обратила внимание, что одна из ключевых рекомендаций бизнесу касается необходимости более пристально обращать внимание на вопросы компаленса, прежде всего в диджитал сфере.
О практических нюансах комплаенса как инструмента получения конкурентного преимущества участникам форума рассказал Николай Бабенко. На примере мясной отрасли он показал, что соблюдение стандартов добропорядочности способствует повышению эффективности бизнеса, снижению себестоимости продукции и как следствие повышению конкурентоспособности украинских производителей и их интеграции в глобальный рынок. «Честным быть выгодно», — резюмировал г-н Бабенко.
Марина Вощилко говорила о комплаенсе в банковском секторе и преимуществах хорошей репутации банка. Она рассказала, что при помощи компаленс-инструментов банк в частности может контролировать все аспекты коммуникации с регулятором, осуществлять контроль за работой подразделений финансового мониторинга, отслеживать операции со связанными лицами, оценивать репутацию контрагентов банка, отслеживать риски (включая применение различных санкций). «Комплаенс и добропорядочность — это не просто красивые слова, это бизнес-актив, который приносит прибыль, — подчеркнула Марина Вощилко.
В завершение дискуссии выступил Александр Ганжа. От оговорил об ответственности бизнеса, в том числе на основе экстерриториального законодательства, такого как FCPA и UK Bribery Act. Рассказав о механизмах привлечения копаний к ответственности (в частности, информировании о нарушениях, нюансах расследования), докладчик отметил тенденцию увеличения размеров штрафов и привел примеры наиболее громких FCPA-кейсов. Г-н Ганжа детально проанализировал, какие нарушения компаний повлекли применения санкций, и посредством каких схем реализовались коррупционные нарушения: передача взяток через консультантов, заключение фиктивных соглашений, оплата путешествий и развлечений госслужащих, спонсорство, создание фондов для передачи взяток, приобретение корпоративных прав, и др. он также отметил, что фигурантами FCPA-кейсов выступали и украинские компании, но
«Можем сделать вывод, что добропорядочность бизнеса в Украине — это не миф, а реальность», — подвел итог обсуждению Юрий Моисеев.
Далее участники V International Compliance Forum ознакомятся с особенностями комплаенс-политики в отдельных отраслях — банковском рынке, телекоммуникационном секторе, авиации, логистике. Татьяна Херувимова, инспектор совета бизнес-омбудсмена в Украине, расскажет, как меняются комплаенс-политики компаний под влиянием COVID-19. Также участники форума обсудят специфику расследований и forensics в корпоративном секторе.