ЕСПЧ официально уведомил правительство Польши о принятии к производству дела, касающегося жалобы известного судьи на нарушения, допущенные в рамках возбужденного против него дисциплинарного производства. Так, 1 сентября 2020 года Европейский суд по правам человека постановил передать правительству Польши жалобу «Тулея против Польши» (№ 21181/19) с требованием дать пояснения.
Дело является следствием введенной новой процедуры привлечения к дисциплинарной ответственности судей в Польше. Заявитель по делу — судья Варшавского окружного суда Игорь Тулея, широко известный в Польше, поскольку он принимал решения по нескольким делам, освещавшимся в СМИ.
В своей жалобе он утверждает, что с момента реформы дисциплинарной ответственности в 2018 году в отношении судей было возбуждено множество дисциплинарных дел в связи с принятыми ими судебными решениями либо их публичной деятельностью.
Большинство судей открыто критиковали законодательные изменения в судебной системе, внесенные в 2016—2018 годах. В 2018 году в отношении заявителя были возбуждены семь дисциплинарных производств.
В частности, он жалуется на нарушения в разбирательствах, касающихся публичных комментариев или участия в публичных собраниях. Например, в одном из дел от заявителя требовали дать пояснения после предполагаемого несанкционированного распространения информации в ходе расследования и после его решения подать запрос в Суд справедливости Европейского Союза для предварительного решения относительно нового дисциплинарного режима ответственности судей.
По утверждению заявителя, с тех пор он стал объектом негативной кампании в средствах массовой информации, в которой публикуется или транслируется оскорбительная или дискредитирующая информация о нем. Он также получал анонимные письма ненависти, а по месту работы была доставлена на его имя посылка, предположительно содержащая бактерии сибирской язвы.
Настоящая жалоба была подана в Европейский суд по правам человека 10 апреля 2019 года, и в ней заявитель утверждает о нарушении Польшей гарантий Конвенции о защите прав человека и основоположных свобод, установленных, в частности:
статьей 8 (право на уважение частной и семейной жизни), поскольку дисциплинарные производства поставили под сомнение его репутацию как судьи; статьей 13 (право на эффективное средство правовой защиты), поскольку он ограничен в юридической возможности оспорить нарушение его права на неприкосновенность частной жизни; статьей 10 (свобода выражения мнения), поскольку многие дисциплинарные дела касаются не его действий как судьи, а его публичных заявлений.