Кассационный уголовный суд в составе Верховного Суда постановил: двоюродный брат осужденного не является членом его семьи или близким родственником в понимании УПК Украины, поэтому нет оснований признавать допрос этого свидетеля таким, что осуществленный с нарушениями требований закона из-за непредупреждения его о возможности не давать показания в отношении членов семьи или близких родственников.
Об этом сообщает пресс-служба ВС.
КУС ВС оставил без удовлетворения кассационные жалобы лица, осужденного к 15 годам лишения свободы с конфискацией всего имущества, являющегося его собственностью, за умышленное убийство из корыстных побуждений (п. 6 части второй ст. 115 УК Украины) и разбой (часть четвертая ст. 187 УК Украины), а также защитника на приговоры местного и апелляционного судов (постановление КУС ВС от 17 сентября 2020 по делу № 404/1800/17).
Суд признал, что безосновательными являются утверждения осужденного о том, что допрос свидетеля осуществлен с нарушением требований процессуального закона, поскольку этот свидетель не предупрежден, что может не давать показания в отношении своих родственников.
В соответствии со ст. 63 Конституции Украины лицо не несет ответственности за отказ давать показания или объяснения в отношении себя, членов семьи или близких родственников, круг которых определяется законом.
Понятие «члены семьи» и «близкие родственники» закреплены в УПК, СК и ГК Украины.
Так, согласно п. 1 части первой ст. 3 УПК Украины к близким родственникам и членам семьи относятся: муж, жена, отец, мать, отчим, мачеха, сын, дочь, пасынок, падчерица, родной брат, родная сестра, дед, бабка, прадед, прабабушка, внук, внучка, правнук, правнучка, усыновитель или усыновленный, опекун или попечитель, лицо, находящееся под опекой или попечительством, а также лица, которые совместно проживают, связаны общим бытом и имеют взаимные права и обязанности, в том числе лица, которые совместно проживают, но не состоят в браке.
Как установлено из материалов уголовного производства, свидетель является двоюродным братом осужденного, а следовательно, он не является членом семьи или близким родственником осужденного в понимании вышеупомянутой нормы закона.