VIII Ежегодный форум юрисконсультов продолжает свою работу в формате параллельных секций, на которых исследуется практический опыт. «Дистрибуция, маркетинг и логистика, — это те отрасли, которые страдают больше всего и быстрее всех адаптируются к новым вызовам», — открывая секцию отметил модератор, советник TEFFI Law Firm Андрей Илюк. Он добавил, что дистрибуция и логистика пострадали в связи с закрытием границ, а маркетинг вынужден подстраиваться под изменяющиеся настроения клиентов.
Регулятор не на карантине
Проведение расследований во время карантина – в фокусе внимания начальника Первого отделения исследований и расследований Северного межобластного территориального отделения АМКУ Людмилы Маракиной и начальника юридического отделения Северного межобластного территориального отделения АМКУ Елени Тацишиной.
Г-жа Тацишина отметила, что органы АМКУ до июля 2020 года не принимали решений за не предоставление информации в определенные строки, но только если субъекты хозяйствования реагировали соответствующим образом: в связи с карантинными мерами просили продлить сроки предоставления информации. АМКУ, понимая ситуацию, шел навстречу. Что касается самого Комитета – то они работали во время всего карантина, и работы было очень много: регулирование фармацевтического рынка и рынка пищевых продуктов, цены на лекарственные средства и пищевые продукты – все это пользовалось пристальным вниманием Комитета.
«2020 стал годом вызовов, интересных и специфических дел», — резюмировала Елена Тацишина.
«АМКУ регулировал и контролировал деятельность всех субъектов хозяйствования в этот непростой период», — добавила Людмила Маракина. Она напомнила, что вначале карантина с полок аптек пропали медицинские маски, а потом появились по значительно завышенной цене. АМКУ заинтересовался этим вопросом и предоставил рекомендации пересмотреть условия действующих договоров для того, чтобы стабилизировать этот рынок. По результатам исполнения других рекомендаций АМКУ, некоторые субъекты хозяйствования снизили к нулю уровень торговых надбавок на пищевые продукты. Сейчас АМКУ собирает информацию по вопросу цены на ПЛР-тесты.
Выживут сильнейшие
О логистических трендах и влиянии пандемии рассказала главный юрисконсульт ООО «РАБЕН УКРАИНА» Ирина Кравцова. «2020 стал очень сложным годом для всех сфер экономики. Логистика – это связующее звено цепочки поставок, и если приостанавливается работа, скажем, завода, то страдают все последующие звенья цепочки, вплоть до потребителя», – отмечает Ирина Кравцова. С другой стороны, карантин – это новые вызовы и новые возможности для перенастройки бизнес-процессов.
«Выживут сильнейшие – те компании, которые являются более гибкими в принятии решений. Хорошим бонусом будет «подушка капитала» или хорошая деловая репутация», – убеждена спикер.
Ирина Кравцова выделила ряд тенденций в сфере логистики:
Уход слабых игроков с рынка; Развитие коллабораций, коопераций и объединений; Диджитализация (хотя диджитал-революция в логистике произошла еще в 2019 году); Введение новых ІТ-технологий; Заказ через мобильные телефоны и приложения; Бесконтактная курьерская доставка; Доставка посылок дронами (хотя для Украины такая форма доставки звучит пока футуристически); Увеличение количества запросов на техническое обслуживание технопарка; Удаленная работа; Онлайн встречи.
Социальная ответственность
«Режим stand by на скорости. О социальной ответственности и голосе маркетинга», – тема выступления старшего юрисконсульта FOZZY GROUP Марианны Толкачевой. Спикер рассказала о социальных проектах, которые были внедрены в период карантина. Первый – #героймогодня – для благодарности и поддержки сотрудников «Сильпо», которые вынуждены были выходить на работу каждый день. Затем к этому проекту присоединилось 100 компаний. Этот проект приобрел огромный масштаб всеукраинского уровня, акцию поддержали также органы государственной власти.
Другой проект – акционеры компании выделили 100 млн грн на благотворительность. Среди прочего было закуплено 15 аппаратов искусственной вентиляции легких.
Также, по словам г-жи Толкачевой, состоялся долгожданный запуск онлайн магазина «Сильпо». Первый старт был на платформе GLOVO. А при запуске самостоятельного продукта логистические вопросы возникали буквально на каждом шагу.
Диджитал-рывок
На влиянии диджитал рекламы в условиях тотального outbreak и работе юриста остановилась Татьяна Харебава, руководитель юридического департамента SPORT LABS GROUP. Говоря о глобальных трендах диджитал-рынка во времена пандемии спикер выделила такие тренды:
Рост интернет-трафика на 10-30% Рост трафика на площадках, которые входят в контекстно-медийную сеть и на YouTube Снижение объемов платной рекламы в Яндекс и Google Ad Снижение цены за клик (СРС) в связи с уменьшением конкуренции на аукционах Увеличение количества онлайн-покупок на 62%
В связи с новыми тенденциями, по словам Татьяны Харебавы, участились разговоры об искусственном интеллекте и интернете-вещей. Сейчас в социальных сетях очень часто встречается третированная реклама (это реклама, направленная на целевую аудиторию, которая отвечает определенному набору требований, заданному рекламодателем).
Социальные настрои
На влиянии настроев социальных сетей на рекламу в нестабильный период внимание сосредоточила Виктория Огрыза, руководитель юридического департамента PepsiCo в Украине. Они, в частности, увидели социальный запрос на благие дела, позитивные эмоции и аполитичность.
«Веселые промо-кампании не только привлекают аудиторию, но и создают позитивную атмосферу. Вот в этом ключе работает сейчас реклама», — отметила г-жа Огрыза.
Другой тренд – низкая толерантность к событиям-тригерам (пандемия, выборы).
Виктория Огрыза также рассказала об их кейсе по привлечению звезды. Личное мнение звезды о домашнем насилии вызвало острую негативную социальную реакцию. Последствия – приостановлены рекламные контракты и отказ от рекламы. Спикер порекомендовала подумать об этом «на берегу» — при заключении контракта со звездой: предусматривать штрафные санкции, проводить предварительный PR-аудит, предусматривать правила поведения на период сотрудничества.
Спикер также рассказала о политическом и социальном настроении потребителя. Это тоже имеет значение. Реклама, по словам г-жи Огрызы, может отвечать требованиям закона, но не соответствовать ожиданиям социума, а субъективное мнение стоит учитывать как риск.
«Задача юриста и PR – вовремя увидеть, предотвратить, реагировать на последствия», — резюмировала спикер.
Индивидуальный подход
Иванна Зубова, руководитель юридического отдела Billa Украина, отметила, что в сложный период коммуникация с государственными органами несколько «потеплела» — оказавшись в сложном периоде госорганы начали более понимающее относиться к бизнесу. Также спикер раскрыла юридические аспекты дистрибуции в современных реалиях (развитие электронной коммерции и диджитализация).
В одном из кейсов Billa Украина заключила договор о поставке молочной продукции с белоруской компанией, которая после заключения контракта попала под санкции Украины. Однако, Billa Украина удалось получить индивидуальную лицензию в Министерстве экономического развития, торговли и сельского хозяйства на поставку этого белорусского продукта. Процедура заняла около 4 месяцев. А после получения индивидуальной лицензии правительство отменило санкционные ограничения.