Юридическая практика презентовала РЕЗУЛЬТАТЫ своего социологического исследования, посвященного юридическому рынку в разрезе практики по реструктуризации и банкротству. Исследование базируется на результатах опроса, который проходил среди украинских юридических компаний, предоставляющих услуги в практике банкротства.
Какое место занимает банкротство в структуре юридического рынка?
Банкротство в последние годы занимает от 3% до 4 % юррынка в денежном выражении. Если брать только сегмент компаний, входящих в исследование «ТОП-50 ведущих юридических фирм Украины», в денежном выражении это примерно 200-250 млн грн в год. Существенная часть рынка приходится на компании из «бронзовой лиги» «ТОП-50», а также узкоспециализированные бутики и арбитражные управляющие, работающих индивидуально.
О предоставлении услуг в сфере банкротства заявляют в среднем 40% юрфирм из «ТОП-50». При этом компаний, у которых это практика относится к основным и которые предоставляют полный спектр услуг по банкротству, достаточно мало, но они аккумулируют большую часть доходов практики. Чаще речь идет о доли 3-7 % в структуре доходности юрфирмы и предоставлении отдельных услуг, связанных с банкротством.
В каких индустриях наиболее востребованы услуги юристов по банкротству?
Тут учитывается «происхождение» как должников, так и кредиторов. Так, 67 % респондентов сотрудничают с банками. Даже с учетом «банкопада», речь преимущественно идет о представительстве банков как кредиторов.
Большое количество банкротств, как видим, в сфере недвижимости и строительства, машиностроения и агросфере.
Какие услуги наиболее востребованы?
Сразу следует отметить четкую взаимосвязь с тем, на какой стороне преимущественно выступает юрфирма – кредиторов (отдельных или комитета кредиторов), должников или же арбитражных управляющих. В целом же полученные данные достаточно хорошо иллюстрируют тенденции в сфере банкротства в Украине.
Так, абсолютно все респонденты заявили о такой услуге, как сопровождение ликвидационной процедуры. Для сравнения, досудебную санацию отметили 63 %.
Поскольку мы говорим прежде всего о «юридическом фланге» банкротств, 100% также получил вариант ответа «Сопровождение споров о признании недействительными договоров, заключенных должником», другие судебные споры – 75 %. Но при этом, розыском активов занимаются только 38% респондентов. С одной стороны, это непрофильная для юрфиhм сфера и подобные услуги зачастую «аутсорсятся». А с другой стороны это косвенное подтверждение реальных целей банкротства – не сколько восстановление экономической деятельности должника, но его ликвидация….
Распространены также разного рода представительские услуги. В том числе – представительство иностранных субъектов в украинских банкротных кейсах. Примеров трансграничных банкротств при этом – единицы.
Что касается банкротства физических лиц, нового для Украины института, то он еще не получил еще достаточного распространения: только половина респондентов заявила о наличии соответствующих услуг. Но и в этих случаях речь идет об единичных кейсах и менее чем 5% доле в структуре услуг юрфирмы.
Юрфирмы комплексно работающие в сфере банкротсва, как правило, имеют в штате арбитражных управляющих – юристов (в т.ч. в статусе партнеров) так и неюристов (экономистов, управленцев…)
Cредняя загрузка практики банкротства по юридическому рынку
Мы сравнили количество производств в среднем за год с количеством юристов и арбитражных управляющих, работающих над этими кейсами. Диапазон очень широкий – от менее чем одного дела на юриста, до почти 12. В среднем же на одного юриста приходится сопровождение 3-х производств о банкротстве за года.
Небольшой рейтинг ☺
Респондентам было предложено назвать ведущие, по их мнению, юридические фирмы в практике банкротства в Украине. Чаще всего называли такие компании, как: «Алексеев, Боярчуков и партнеры», EQITY, АРИО, «Ильяшев и Партнеры». Эти же юрфирмы получили высшие баллы за свой опыт и качество работы, эффективность, динамичность и другие критерии, по которым проводилось оценивание.