Объединенная палата Кассационного уголовного суда в составе Верховного Суда приняла постановление об особенностях квалификации убийства одного человека и покушения на жизнь второго. Об этом сообщает пресс-служба ВС.
Суть спора
КУС ВС рассмотрел кассационные жалобы осужденного и его защитника. Согласно приговору районного суда, оставленного без изменений апелляционным судом, лицо было осуждено за умышленное убийство (часть первая ст. 115 УК Украины) и законченное покушение на умышленное убийство двух лиц, совершенное лицом, ранее совершившим умышленное убийство (часть вторая ст . 15, пункты 1, 13 часть вторая ст. 115 УК Украины).
В кассационных жалобах ставился вопрос об отмене судебных решений, в частности, в связи с тем, что осужденный не имел умысла на убийство двух лиц, а суд ошибочно квалифицировал его действия по части первой ст. 115 УК Украины и по пунктам 1, 13 части второй ст. 115 УК Украины и, следовательно, неправильно применил закон Украины об уголовной ответственности.
Вывод КУС ВС (постановление от 28 сентября 2020 по делу № 640/18653/17, особое мнение судьи Анисимова Г.М.)
Объединенная палата ККС ВС изменила судебные решения, исключив из квалификации действий лица по ч. 2 ст. 15, пунктов 1, 13 ч. 2 ст. 115 УК Украины п. 13.
Если суд установил единый прямой определенный умысел, направленный на причинение смерти двум или более лицам, убийство одного человека и покушение на жизнь второго должно квалифицироваться как неоконченное преступление — убийство двух или более лиц, поскольку единого преступного умысла убить двух человек не было реализовано из причин, не зависящих от воли виновного лица, по соответствующей части ст. 15, п. 1 части второй ст. 115 УК Украины независимо от последовательности преступных действий и по части первой ст. 115 УК Украины или соответствующим пунктом части второй ст. 115 УК Украины (или другими специальными нормами, предусмотренными в других разделах Особенной части настоящего Кодекса) при наличии таких оснований.
Убийство, предусмотренное п. 1 части второй ст. 115 УК Украины, характеризуется единым умыслом по убийству двух (или более) пострадавших, содержанием которого охватывается умысел, направленный на противоправное причинение смерти нескольким физическим лицам. Смерть двух или более потерпевших образует собой содержание мысленного представления виновного лица о результате своих действий, что является целью совершения этого преступления как обязательного признака его субъективной стороны.
Единство умысла в отношении таких действий является характерным отличительным признаком этого вида убийства. В то же время единым умыслом тот, который возник до причинения смерти (до ее наступления) первому потерпевшему и охватывает своим содержанием намерение (стремление) причинить смерть двум или более лицам.
В случае отсутствия единого умысла (единого преступного умысла), направленного на убийство двух или более лиц, второе по времени совершения посягательства квалифицируется по п. 13 части второй ст. 115 УК Украины с учетом стадии его совершения, а первое — по соответствующей части ст. 115 УК Украины или другой специальной нормой, предусматривающей посягательство на жизнь определенного потерпевшего. Умышленное убийство квалифицируется по п. 13 части второй ст. 115 УК Украины в тех случаях, когда умысел на причинение смерти другому (или другим) пострадавшему возникает после его причинения первому и по своему содержанию и времени возникновения не охватывает единственным содержанием все причиненные последствия.
В этом уголовном производстве без обоснования необходимых и достаточных оснований уголовной ответственности действия лица неправильно квалифицированы.
Умышленное причинение смерти двум или более лицам квалифицируется по п. 1 части второй ст. 115 УК Украины при условии, что их убийство охватывалось единым умыслом виновного. Для такой квалификации не имеет значения, каким мотивом руководствовался виновный и был ли он одинаковым при причинении смерти каждому из потерпевших. Если эти мотивы предусмотрены как квалифицирующие признаки, действия виновного дополнительно квалифицируются и по соответствующим пунктам части второй ст. 115 УК Украины. Наличие разрыва во времени при реализации единого умысла на убийство двух или более лиц значения для квалификации преступления по п. 1 части второй ст. 115 УК Украины не имеет.
Кроме того, квалификация действий лица по части первой ст. 115 УК Украины и части второй ст. 15, п. 1 части второй ст. 115 УК Украины нарушает принципа «non bis in idem», что исключает двойственное отношение в вину (инкриминирования) согласно ч. 1 ст. 61 Конституции Украины и ч. 3 ст. 2 УК Украины, ведь следствие в виде смерти одного человека не является обязательным (конститутивным) признаком покушения на жизнь двух или более потерпевших, поэтому отдельная уголовно-правовая оценка такого последствия в формуле квалификации не является двойственным отношением в вину. Формула квалификации, включая только ч. 2 ст. 15, п. 1 ч. 2 ст. 115 УК Украины, не отражает причинение смерти одному человеку, который по своему характеру является наиболее опасным последствием, которое является необратимым.