В Едином государственном реестре судебных решений наконец-то обнародовано постановление Большой Палаты о гонораре успеха, принятое еще 12 мая.
В постановлении по делу № 904/4507/18 разъяснено, что гонорар успеха можно взыскать как судебные расходы, если он соразмерен.
В этом деле суть исключительной правовой проблемы определил Кассационный хозяйственный суд, указав, что понятие «гонорар успеха» не содержит четкого урегулирования, а суды неоднозначно решают вопрос о взыскании сумм, предусмотренных договором, и о признании недействительными условий договора о предоставлении правовой помощи в зависимости от результатов рассмотрения дела.
Решая исключительную правовую проблему, Большая Палата разъяснила, что для суда не является обязательными обязательства, сложившиеся между адвокатом и клиентом, в частности в случае заключения ими договора, предусматривающего уплату адвокату «гонорара успеха», в контексте решения вопроса о распределении судебных расходов.
Распределяя расходы на правовую помощь, суд должен оценивать расходы, которые должны быть компенсированы за счет другой стороны, учитывая то, были ли они фактически понесены, и оценивать их необходимость.
Большая Палата взыскала гонорар успеха, поскольку, отказывая в нем, нижестоящие суды не учли, что:
соответствующая сумма, оговоренная сторонами к уплате в твердом размере под отлагательным условием является составляющей гонорара адвоката, поэтому относится к судебным расходам, не привели доводов и доказательств неразумности этих расходов, их несоизмеримости с ценой иска, сложностью дела и его значением для истца.
При этом общая сумма расходов на адвокатские услуги, предусмотренная договором, составляет 12 тыс. грн, что не выходит за разумные пределы определения размера гонорара, — указано в постановлении Большой Палаты.
Также читайте: Расходы на правовую помощь: новая практика ВС