Кассационный административный суд в составе Верховного Суда изложил позицию относительно выдачи медицинскому учреждению лицензии на осуществление хозяйственной деятельности по медицинской практике. Об этом сообщает пресс-служба ВС.
Суть спора
Суть дела заключается в том, что физическое лицо обратилось с иском в суд, в котором, в частности, просило аннулировать лицензию, выданную Минздравом коммунальному медицинскому учреждению на осуществление хозяйственной деятельности по медицинской практике, а также осуществить возмещение ему (истцу) морального вреда, причиненного противоправными действиями МОЗ Украины.
Лицо считает действия МОЗ Украины о выдаче такой лицензии противоправными и нарушающими право на получение качественных медицинских услуг, поскольку при проведении проверки соблюдения этим медучреждением лицензионных условий осуществления хозяйственной деятельности было выявлено недостоверные данные в документах для получения лицензии.
Решением суда первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, иск удовлетворен частично: признано противоправными действия Минздрава; обязано Министерство принять решение об аннулировании этой лицензии и взыскано с ответчика в пользу физического лица моральный ущерб в размере 10 тыс. грн.
Вывод КАС ВС (постановление от 8 сентября 2020 по делу № 826/1001/17)
Верховный Суд в составе коллегии судей Кассационного административного суда согласился с такими решениями судов предыдущих инстанций, учитывая следующее:
Суд кассационной инстанции исходил из положений ст. 11 Закона Украины «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности» (действующего на момент возникновения спорных правоотношений), из содержания которого следует, что одним из оснований для отказа в предоставлении лицензии на осуществление хозяйственной деятельности по медицинской практике является недостоверность данных в документах, представленных заявителем, для получения лицензии.
Согласно п. 2.6 Лицензионных условий осуществления хозяйственной деятельности по медицинской практике, утвержденных приказом Минздрава Украины от 2 февраля 2011 года № 49 (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений), медпрактика осуществляется на основании лицензии и при условии:
наличия помещений, соответствуют установленным санитарным нормам и правилам; наличии приборов, оборудования, оснащения в соответствии с табелем оснащения изделиями медицинского назначения; укомплектованности работниками в соответствии с разделом III настоящих Лицензионных условий; наличия условий для свободного доступа лиц с инвалидностью.
Верховный Суд также акцентировал на том, что в силу требований ст. 49 Конституции Украины и части первой ст. 6 Закона Украины «Основы законодательства Украины о здравоохранении» каждому гарантируется право на охрану здоровья, медицинскую помощь и медицинское страхование, а потому здравоохранение является специфической сферой, которая находится под особым государственным контролем.