Отвод судьи-ученого из-за его правовых представлений, высказанных в старых научных изысканиях, не может быть заявлен через год после открытия производства.
Большая Палата в очередной раз перенесла дело № 910/11027/18 об исковой давности в спорах с ФГВЛ и опять отказалась отвести судью-докладчицу Елену Кибенко.
На заседании 15 сентября Большая Палата постановила два определения:
о переносе рассмотрения дела на 6 октября из-за COVID-19, карантина, необходимости участвовать в других судебных заседаниях, об оставлении без рассмотрения заявления об отводе судьи Кибенко из-за пропуска срока.
И если в прошлый раз судью-докладчицу пытались отвести из-за принятия дела к рассмотрению и обращения в научно-консультативный совет (срок также был пропущен), то на этот раз сомнения в беспристрастности судьи вызвали ее научные изыскания (тем более, что в другом знаковом деле — о «сквиз-ауте» Большая Палата отвела судью Кибенко по этим основаниям).
Тем не менее, в споре с ФГВФЛ Большая Палата не отвела Елену Кибенко, которая (как настаивал заявитель):
несколько лет назад предлагала усилить ответственность руководства субъектов хозяйствования, в которые входит и руководство банка; высказывала позиции относительно оснований, мотивов, аргументов привлечения руководства субъектов хозяйствования к ответственности; предлагала ввести дифференциальную систему административной и уголовной ответственности руководства хозяйственных обществ, то есть поддерживает теорию усиления ответственности должностных лиц хозяйственного общества; реализует теорию в судебном решении, то есть судебная власть таким образом заменит функцию законодательной.
Заявление об отводе судьи оставлено без рассмотрения из-за пропуска срока, так как заявитель «не мог не знать о том, что судья является известным ученым и имеет значительное количество опубликованных работ, с текстом которых можно ознакомиться в публичных библиотеках и с помощью открытых ресурсов в сети Интернет».
Таким образом, обстоятельства, на которые ссылается заявитель были ему известны или должны были быть известными до истечения срока для заявления отвода… Право на совершение процессуальных действий теряется с истечением установленного законом или назначенного судом срока. Заявления, жалобы и документы, поданные после окончания процессуальных сроков, остаются без рассмотрения, — указано в определении Большой Палаты.