Кассационный гражданский суд в составе Верховного Суда разъяснил, что работодатель в одностороннем порядке не может изменять сроки предупреждения при увольнении по собственному желанию. Об этом сообщает пресс-служба ВС.
Суть спора:
Истец просил суд отменить приказ о его увольнении, восстановить его на работе и взыскать с ответчика средний заработок за время вынужденного прогула.
Свои требования истец мотивировал тем, что он был уволен на следующий день после написания заявления об увольнении с работы по собственному желанию, а не по истечении двухнедельного срока отработки.
Суд первой инстанции, с которым согласился апелляционный суд, в удовлетворении иска отказал, поскольку отсутствуют доказательства о намерении истца отозвать заявление об увольнении или продолжать трудовые отношения, само собой освобождение до истечения двухнедельного срока предупреждения не может быть основанием для восстановления на работе.
Решение ВС:
Верховный Суд в составе коллегии судей Первой судебной палаты Кассационного гражданского суда частично удовлетворил кассационную жалобу истца (постановление от 20 мая 2020 по делу № 279/3334/17-ц)
В положениях ст. 38 КЗоТ Украины указано, что работник имеет право расторгнуть трудовой договор, заключенный на неопределенный срок, предупредив об этом собственника или уполномоченный им орган письменно за две недели. В определенных в этой статье случаях трудовой договор может быть расторгнут в срок, о котором просит работник.
Верховный Суд указал, что стороны трудовых правоотношений не могут в одностороннем порядке изменять сроки предупреждения. Работник, предупредил работодателя о расторжении по его требованию трудового договора, заключенного на неопределенный срок, вправе до истечения срока предупреждения отозвать такое заявление, за исключением случаев, когда на его место было приглашен лицо в порядке перевода из другого места работы по соглашению между руководством двух работодателей. При этом, если нет устного или письменного отзыва заявления об увольнении по собственному желанию и по истечении срока трудового договора он не был расторгнут, а работник не настаивает на увольнении, действие договора считается продолженным.
Исключения составляют случаи расторжения договора по уважительным причинам, о чем говорит работник. В то же время в заявлении об увольнении по собственному желанию никаких причин для расторжения трудового договора ранее двухнедельного срока предупреждения истец не указал.
Вывод апелляционного суда о том, что закон не запрещает работодателю уволить работника с занимаемой должности по его просьбе ранее истечения двухнедельного срока предупреждения, поскольку такое освобождение обусловлено достижением договоренности между сторонами трудового договора, является ошибочным, так как не доказано просьбе работника уволить его раньше срока предупреждения.