Кассационный административный суд в составе Верховного Суда изложил правовую позицию относительно присвоения народному депутату категории и ранга государственного служащего. Об этом сообщает пресс-служба ВС.
Суть спора:
Верховный Суд в составе коллегии судей Кассационного административного суда рассмотрел иск народного депутата Украины VIII созыва (период с 27 ноября 2014 по 29 августа 2019), в котором истец просил признать неправомерной бездеятельность Верховной Рады Украины относительно присвоения ему первой категории и первого ранга государственного служащего, а также обязать ответчика совершить эти действия.
Такое право предполагалось в соответствии с требованиями ст. 20 Закона Украины «О статусе народного депутата Украины» в редакции состоянию на 27 ноября 2014 года. 10 декабря 2015 Верховная Рада Украины приняла Закон Украины № 889-VIII «О государственной службе», который вступил в силу 1 мая 2016 и которым, в частности, было осуществлено разграничение политических и административных должностей публичной службы. Сфера действия Закона Украины «О государственной службе» не распространяется на народных депутатов Украины (часть третья ст. 3 этого Закона).
Истец утверждал, что гарантии трудовых прав народных депутатов Украины не могут быть сужены путем внесения изменений в законодательство.
Вывод ВС (постановление от 3 августа 2020 по делу № 9901/42/20)
Давая правовую оценку спорным правоотношениям и решая спор, возникший между сторонами, коллегия судей КАС ВС пришла к выводу, что Верховная Рада Украины обоснованно отказала истцу.
Суд отметил, что с момента вступления в силу Закона Украины «О государственной службе» истец как народный депутат Украины потерял право на присвоение первой категории, первого ранга государственного служащего в день открытия первого заседания Верховной Рады Украины нового созыва. Учитывая принцип необратимости действия закона во времени (ст. 58 Конституции Украины), норма, которая предоставляла такое право, была исключена другим законом, так что не действовала, а потому не подлежала применению, на что справедливо указал ответчик.
КАС ВС разъяснил, что в контексте спорных вопросов не стоит говорить о сужении или отмене гарантий трудовых прав народных депутатов, поскольку в связи с принятием Закона Украины «О государственной службе» фактически произошла смена правового регулирования общественных правоотношений, связанная с разграничением политических и административных должностей публичной службы. Поэтому присвоение истцу первой категории, первого ранга госслужащего противоречило бы целям этого Закона.
Относительно ссылки истца на ст. 22 Конституции Украины, которой определено, что конституционные права и свободы гарантируются и не могут быть отменены, и при принятии новых законов или внесении изменений в действующие законы не допускается сужение содержания и объема существующих прав и свобод, Верховный Суд сказал следующее:
Вопрос нормативного регулирования назначения категории и ранга государственного служащего, ранее принадлежавшие по закону к правовому статусу бывшего народного депутата Украины, могут меняться законодателем способом, который последний считает необходимым.
Учитывая это, аргументы истца о том, что у него были законные ожидания на присвоение ему соответствующего ранга и категории госслужащего как народному депутату предыдущего созыва, несмотря на отмену нормы, которая предусматривала такое право, а также о нарушении принципа юридической определенности, в связи с приведенными законодательными изменениями, безосновательны.