Кассационный уголовный суд в составе Верховного Суда объяснил процедуру признания пострадавшим от неуплаты алиментов. Об этом сообщает пресс-служба ВС.
Прокурор обжаловал в Верховном Суде судебные решения относительно оправданного, которого обвиняли в уклонении от уплаты алиментов на содержание ребенка (часть первая ст. 164 УК Украины), в связи с недоказанностью наличия в его действиях состава уголовного преступления.
Рассмотрев кассационную жалобу прокурора, Кассационный уголовный суд в составе Верховного Суда оставил ее без удовлетворения ввиду следующего.
Вывод КУС ВС (постановление по делу № 313/1391/17)
Согласно диспозиции части первой ст. 164 УК Украины уголовная ответственность предусмотрена за злостное уклонение от уплаты установленных решением суда средств на содержание детей (алиментов), а также злостное уклонение родителей от содержания несовершеннолетних или нетрудоспособных детей, находящихся на их иждивении.
Объектом этого преступления являются общественные отношения, обеспечивающие защиту имущественных интересов и прав несовершеннолетних или нетрудоспособных детей, нуждающихся в помощи, право несовершеннолетних и нетрудоспособных детей на полноценную жизнь и всестороннее (физическое, психическое и социальное) развитие.
Потерпевшими от данного преступления могут быть дети, на содержание которых по решению суда их отец или мать должны платить алименты, а также несовершеннолетние или нетрудоспособные дети, находящиеся на иждивении родителей. Несовершеннолетними детьми признаются лица в возрасте до 18 лет, если по закону они не приобретают прав совершеннолетних раньше. Нетрудоспособными являются совершеннолетние дети, которые в силу физических или психических недостатков лишены возможности постоянно или временно работать.
Как усматривается из материалов производства, суд первой инстанции, установив, что лицо обвиняется в злостном уклонении от уплаты алиментов, предусмотренных решением местного суда на содержание его совершеннолетней дочери, которая является работоспособной и продолжает обучение, обратил внимание на следующее. Законодатель четко разграничил понятия «ребенок» (как лицо, не достигшее 18-летнего возраста) и «сын / дочь» (относительно совершеннолетних лиц). Суд пришел к обоснованному выводу, что в этом уголовном производстве отсутствует непосредственный объект преступления, предусмотренный частью первой ст. 164 УК Украины, а именно общественные отношения, обеспечивающие защиту имущественных интересов и прав несовершеннолетних или нетрудоспособных детей, нуждающихся в помощи, а потому нет и состава этого преступления.
Такие выводы суда первой инстанции не противоречат законам Украины и нормам международного права, о чем отмечал прокурор в кассационной жалобе. Ведь суд первой инстанции исследовал и проанализировал нормы права, обязывающие родителей содержать своих несовершеннолетних детей и нетрудоспособных совершеннолетних детей, нуждающихся в материальной помощи (положения части второй ст. 51 Конституции Украины, Конвенции ООН о правах ребенка от 20 ноября 1989 года, европейской конвенции об осуществлении прав детей от 25 января 1996 года, Закона Украины «Об охране детства», СК Украины и др.).
На основании анализа указанных правовых норм суд пришел к обоснованному выводу, что в соответствии с действующим законодательством жертвами преступления по части первой ст. 164 УК Украины не могут быть совершеннолетние дочь, сын, которые продолжают обучение и в связи с этим нуждаются в материальной помощи и на содержание которых по решению суда отец или мать должны платить алименты.