В Киеве проходит VIII Ежегодный форум юрисконсультов – традиционное мероприятие, организованное газетой «Юридическая практика» при поддержке партнеров: генерального партнера форума ЮК «Алексеев, Боярчуков и Партнеры» и экспертного – TEFFI Law Firm.
В ходе первой сессии внешние и внутренние юристы обсудили вызовы бизнеса на карантине. Модератором дискуссии выступил управляющий партнер ЮК «Алексеев, Боярчуков и Партнеры» Сергей Боярчуков. Он отметил, что эта тема не могла не затронуть общество, и не просто затронуть, а перевернуть весь мир.
«Для меня лично тотальным открытием стало участие в онлайн мероприятиях. С этой целью мне пришлось даже купить компьютер», – признался г-н Боярчуков.
Не допустить хаоса
Иван Юрченко, руководитель управления договорной и обще-правовой работы ООО «МЕТИНВЕСТ ХОЛДИНГ», ссылаясь на отчет АСС и Deloitte «6 месяцев на карантине», озвучил статистику: 90% персонала работает удаленно.
«Бизнес на карантине – это миф. Бизнес продолжает свою работу. Если он остановиться, страна умрет», – подчеркнул г-н Юрченко.
По его словам, нельзя вести бизнес «когда удобно». «Мы, как юридические службы должны понимать, что карантин – это не повод, чтобы остановиться», – заявил спикер, и добавил, что главная задача юриста должна заключаться в обеспечении безопасности этих процессов. Что можно сделать «на карантине»? К примеру, в «МЕТИНВЕСТ» продолжали проводить стажировки, внедряли программное обеспечение для обслуживания клиентов, запустили системы оценки качества обслуживания, и т.д.
Иван Юрченко также выделил главные задачи юрисконсульта в период карантина и посткарантина:
не допустить юридического хаоса; переосмыслить процессы; обучать особенностям электронного документооборота; вовлекаться в формирование регулирования диджитал-реальности.
Сергей Боярчуков добавил, что «Алексеев, Боярчуков и Партнеры» во время карантина не закрыли компанию ни на один день. И примечательно то, что если раньше, когда в день было по 200-300 заболевших об организации такого форума не могло и быть речи, то теперь когда 3-4 тыс. заболевших в день практически все ходят на работу и организовываются подобные мероприятия.
Дефицит продуктов
Кризис привнес ряд опасностей, но в тоже время, открыл новые возможности в отрасли пищевого ритейла. По словам заместителя директора юридического департамента FOZZY GROUP Ирины Дячук, пришлось перенастроить бизнес-процессы с учетом региональных ограничений на местном и общенациональном уровнях. В регионах очень творчески подходили к установлению ограничений, к примеру, в одном из регионов ритейлеров обязали установить перед магазином некую палатку с определенным оборудованием для определения болен ли потребитель, или нет. Какая роль юристов в этом процессе? Максимально полно обосновывать абсурдность или целесообразность тех или иных ограничений и донести это обоснование чиновникам.
Другой примечательной чертой стало то, что потребители не были уверены в завтрашнем дне, поэтому начали массово покупать товары долгосрочного хранения, создался определенный дефицит, также произошел рост цен на продукты, что стало предметом расследования Антимонопольного комитета Украины.
Г-жа Дячук отметила, что FOZZY GROUP перевели на удаленный режим тех сотрудников, которые могли работать из дома. Однако, спустя определенное время некоторые сотрудники сами начали изъявлять желание выходить на работу. Особенно это касается юристов.
«В вакууме эффективно работать очень сложно. – резюмировала Ирина Дячук. — Переформатирование бизнес-процессов пищевого ритейла – произошло. Они не были кардинальными, скорее, карантин стимулировал ускорение внедрения тех или иных оптимизационных решений».
Внедрение на опережение
Член правления НЭК «Укрэнерго» Максим Юрков отметил, что они начали переходить на диджитал-решения задолго до введения карантина. Специфика их компании – они, как объект критической инфраструктуры, не могут остановить свою работу. В связи с закрытием большого бизнеса и переходом на удаленный режим работы уменьшилось количество потребления электроэнергии – в связи с этим сформировался профицит электроэнергии.
«Внедренные ограничения в какой то части и форме останутся навсегда. Уже принято употреблять разделение на «до» карантина и «после». К сожалению или к счастью мир изменился и те компании, которые быстрее адаптируются к новым рыночным условиям, будут более конкурентоспособным», – убежден Максим Юрков.
Альтернативные контрагенты
«В новых условиях изменяются реалии», – подчеркнул Игорь Крыжановский, управляющий партнер TEFFI Law Firm. Спикер выделил несколько ключевых задач в этот период. При падении рентабельности и банкротстве одних компаний, растет потребность в новых контрагентах. Необходимо переходить к глубокой проверке этих контрагентов в мирное время. Также г-н Крыжановский отметил, что количество судебных разбирательств в отрасли договорных отношений, которые они сопровождают, выросло в 3-3,5 раза. Речь идет в основном о невыполнении обязательств по контрактам.
Ирина Дячук подтвердила, что они также ощущают проблему нехватки контрагентов. К примеру, сейчас им приходиться закупать сахар на 40% дороже, а альтернатива этой ситуации – пустые полки в магазинах.
Жизнь – изменилась
На заре своей профессиональной деятельности партнер Asters Александр Онуфриенко писал договоры от руки, а потом относил в машбюро, где сотрудники набирали на машинке копии договоров. Потом эти договоры отправлялись почтой клиенту, начинался длительный процесс согласования условий контракта. Теперь – все по-другому. Жизнь – изменилась. Г-н Онуфриенко говорит, что «подписывается» под новыми цифровыми возможностями. Но есть одна проблема: врач, к примеру, может очень долго и тщательно изучать анализы пациента по почте, но рано или поздно ему придется встретиться с ним лично. В юриспруденции таким «слабым звеном» является судебная система.
Что касается корпоративных отношений – для них, по мнению Александра Онуфриенко, кризис оказался спасением. К примеру, теперь организовывать собрание в акционерных обществах можно в режиме видеоконференций. Как это скажется на дальнейшей судебной практике – это другой вопрос.
Если все это «ограничительное дело» продолжится, г-н Онуфриенко прогнозирует послабление в плане идентификации и финансового мониторинга.
В завершение сессии Максим Лебедев, партнер GOLAW, отметил, что глобальная сложность в вопросе внедрения электронного документооборота заключается в недопонимании среди компаний и бизнеса. Другой вопрос – по национальному законодательству некоторые виды договоров нельзя подписывать в электронной форме.
«Мы, в юридических фирмах также хотели бы перейти на электронный документооборот, но в некоторых судах Киева судьи до сих пор требуют предоставить бумажные копии договора с клиентом».